Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Специфика функционирования концепта семья в рекламном дискурсе на радио

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-2-551-559

Полный текст:

Аннотация

 Цель – рассмотреть специфику функционирования концепта семья в рекламном дискурсе. Актуальность
исследования предопределена тем, что в рамках рекламного дискурса на радио концепт
семья мало изучен. В основу анализа вошли 800 рекламных радиороликов, из которых были отобраны тексты с лексемами семьяродители, папа, мама, дедушка, бабушка, внуки, дети, ребенок, дом. Концептуальный анализ позволяет выявить основные и дополнительные семантические компоненты, раскрыть ценностные составляющие концепта, а также рассмотреть рекламные стратегии и тактики, которые сознательно используются авторами рекламных текстов для привлечения внимания и достижения прагматических целей рекламного дискурса. Ядром концепта является лексема дом в значении совместное жилище для семьи, центральными компонентами выступают субполе  семья в значении группа близких родственников и субполе уют  в значении комфорт, качество жизни. Интерпретационное  поле концепта представлено лексемами мебель, подарки / игрушки, праздники, развлечения, отдых, спорт, автомобиль. Сделан вывод, что спецификой функционирования концепта семья в рекламном дискурсе выступает его способность к  порождению новых смыслов, выходящих за рамки словарных дефиниций. Ценностная картина мира носителей русского языка выделяет наиболее существенные культурные смыслы ценностных доминант, которые представлены экспликацией физических, социальных и духовных ценностей, что обусловлено потребностями и запросами реципиентов. 

Об авторе

Л. В. Судина
Армавирский государственный педагогический университет; Кущёвский медицинский колледж
Россия

Армавир;

ст. Кущевская



Список литературы

1. Короткова А. Н. Формирование имиджа семьи под влиянием средств массовой информации: социологический аспект: дис. … канд. социол. наук. М., 2007. 217 с.

2. Мищенко В. А. Формирование образа семьи в средствах массовой информации России: автореф. дис. … канд. социол. наук. М., 2014. 20 с.

3. Рухленко Н. Н. Концепт «семья» в жанре семейных родословных: дис. … канд. филол. наук. Белгород, 2005. 265 с.

4. Терпак М. А. Английский лингвокультурный концепт «семья» и способы отражения его коннотативного содержания в языке: дис. … канд. филол. наук. Самара, 2006. 204 с.

5. Матвеева М. В. Концепт семья и его репрезентация в русском языке: дис. … канд. филол. наук. Тамбов, 2007. 249 с.

6. Киреева Е. З. Концепт «семья» в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина»: дис. … канд. филол. наук. Тула, 2008. 198 с.

7. Камалетдинова Г. Х. Языковой образ семьи в региональных печатных СМИ: динамический аспект (на материале газет «Республика Башкортостан» и «Вечерняя Уфа»): автореф. дис. … канд. филол. наук. Уфа, 2017. 25 с.

8. Добровольская Е. В. Концептуализация семьи в русской языковой картине мира: автореф. дис. … канд. филол. наук. Томск, 2005. 24 с.

9. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.

10. Карасик В. И., Слышкин Г. Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования // Методологические проблемы когнитивной лингвистики / науч. ред. И. А. Стернина. Воронеж: ВГУ, 2001. С. 75–80.

11. Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ; Восток-Запад, 2007. 315 с.

12. Арутюнова Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Сов. энцикл., 1990. С. 136–137.

13. Демьянков В. З. Текст и дискурс как термины и как слова обыденного языка // Язык. Личность. Текст / отв. ред. В. Н. Топоров. М.: Языки славянских культур, 2005. С. 34–55.

14. Манаенко Г. Н. Когнитивные основания информационно-дискурсивного подхода к анализу языковых выражений и текста // Язык. Текст. Дискурс. 2005. № 3. С. 22–32.

15. Олянич А. В. Презентационная теория дискурса. М.: Гнозис, 2007. 407 с.

16. Алефиренко Н. Ф., Голованева М. А., Озерова Е. Г., Чумак-Жунь И. И. Текст и дискурс. 2-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2013. 230 с.

17. Дроздова Д. Р. Феномен языкового манипулирования в академическом дискурсе: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Майкоп, 2016. 25 с.

18. Ткачев М. А. Структурно-семантические характеристики фикциональной картины мира Р. Брэдбери: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Майкоп, 2017. 20 с.

19. Егорова В. В. Языковая репрезентация концепта «Образование» в англоязычной лингвокультуре: на материале английского массмедийного дискурса XXI в.: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Краснодар, 2018. 25 с.

20. Карасик В. И. О категориях дискурса // Тверской лингвистический меридиан. Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 2007. Вып. 7. С. 57–68.

21. Добросклонская Т. Г. Массмедийный дискурс в системе медиалингвистики // Медиалингвистика. 2015. № 1. С. 45–56.

22. Нестерова Н. Г. Современный радиодискурс (коммуникативно-прагматический аспект). Томск: ТГУ, 2015. 320 с. DOI: 10.17223/978-5-7511-2403-8

23. Марьина А. В. Концептуальный анализ рекламного дискурса (на материале концепта «дом») // Медиаскоп. 2015. № 2. Режим доступа: http://mediascope.ru/?q=node/1736 (дата обращения: 12.12.2020).

24. Олянич А. В. Рекламный дискурс и его конститутивные признаки // Амири Л. П., Белозерова Е. В., Бобровская Г. В., Ильинова Е. Ю., Ильясова С. В., Жирков А. В., Карабань Н. А., Карасик В. И., Колокольцева Т. Н., Кочетова Л. А., Крюкова И. В., Красовский Н. А., Олянич А. В., Слышкин Г. Г., Шаховский В. И., Шестак Л. А., Якимович Е. В. Рекламный дискурс и рекламный текст. М.: ФЛИНТА, 2011. С. 10–37.

25. Гаран Е. П. Основные особенности рекламного текста // Концепт. 2016. № Т40. С. 15–18.

26. Смирнов В. В. Реклама на радио. М.: РИП-холдинг, 2003. 129 с.

27. Кошарная Г. Б., Афанасьева Ю. Л. Особенности восприятия потребителями радиорекламы // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2007. № 4. С. 3–8.

28. Маслова В. А. Лингвокультурология. М.: Академия, 2001. 208 с.

29. Назайкин А. Н. Рекламный текст в современных СМИ. М.: Эксмо, 2007. 343 с.


Для цитирования:


Судина Л.В. Специфика функционирования концепта семья в рекламном дискурсе на радио. Вестник Кемеровского государственного университета. 2021;23(2):551-559. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-2-551-559

For citation:


Sudina L.V. The Concept of Family in Advertising Discourse: Linguistic and Pragmatic Aspects. Bulletin of Kemerovo State University. 2021;23(2):551-559. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-2-551-559

Просмотров: 32


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)