Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Ассоциация как механизм когнитивной деятельности в формировании концептуальной картины мира

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-2-541-550

Полный текст:

Аннотация

 Изучен процесс формирования концептуальной картины мира. Цель – рассмотреть механизмы когнитивно-языковой деятельности при формировании картины мира. Методом для данного исследования послужил свободный ассоциативный эксперимент как способ выявления  индивидуального понимания концепта. Проведен анализ  ассоциативных реакций, на основе которого исследованы  когнитивные процессы, участвующие в построении  концептуальной картины мира в сознании человека. Приведено сравнение ассоциатов, данных испытуемыми разного возраста, а именно 10–12 лет и 18–21 года. Набор ассоциативных реакций на определенное слово-стимул составляет основу структуры концепта в сознании индивида. Именно ассоциации показывают взаимосвязь между концептами, которые складываются в единую концептуальную сеть и формируют картину мира.  Ассоциации отражают существующий в сознании и  воображении образ, который посредством воображения и  памяти воссоздается в сознании человека. Понимание  между носителями одного языка происходит на основании того, что все они имеют общие представления о данном предмете или явлении. В результате ассоциативных экспериментов мы выявили следующие процессы когнитивно-языковой деятельности: категоризация, конкретизация или индивидуализация концепта и анализ объекта. Доказано экспериментально, что ассоциация является не просто представлением, как это считалось ранее, но сложным когнитивным процессом, в котором участвуют высшие когнитивные функции. В данном исследовании мы продемонстрировали, что именно ассоциации выявляют содержание концепта, как в индивидуальном, так и в коллективном сознании.  

Об авторе

Ю. И. Плахотная
Российский государственный гидрометеорологический университет; Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Иванников В. А. О природе и происхождении психики // Национальный психологический журнал. 2015. № 3. С. 15–23. DOI: 10.11621/npj.2015.0302

2. Wotson J. B. Psychology as the behaviorist views it // Psychological Review. 1994. Vol. 101. № 2. P. 248–253.

3. Уорф Б. Л. Язык, сознание, и реальность // Эпистемология и философия науки. 2016. Т. 50. № 4. С. 220–243. DOI: 10.5840/eps201650481

4. Whorf B. L. Language, mind and reality // ETC: A Review of General Semantics. 1952. Vol. 9. № 3. P. 167–188.

5. Schultz D. P., Schultz S. E. A History of modern psychology. 10th ed. Wadsworth, Cengage Learning, 2011. 413 p.

6. Юнг К. Г. Психологические типы. СПб.: Азбука, 2001. 405 с.

7. Словарь Л. С. Выготского / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2007. 118 с.

8. Samuel G. Speech perception // Annual Review of Psychology. 2010. Vol. 62. P. 49–72. DOI: 10.1146/annurev.psych.121208.131643

9. Bock K., Konopka A., Middleton E. Spoken language production: psycholinguistic approach // Encyclopedia of Language & Linguistics. 2006. Vol. 12. P. 103–111. DOI: 10.1016/B0-08-044854-2/00799-9

10. Gaskell M. G., Marslen-Wilson W. D. Ambiguity, competition, and blending in spoken word recognition // Cognitive science. 1999. Vol. 23. № 4. P. 439–462. DOI: 10.1016/S0364-0213(99)00011-7

11. Rieber R. W. Noam Chomsky’s views on the psychology of language and thought // Dialogues on the psychology of language and thought / ed. R. W. Rieber. N. Y.-London: Plenum press, 1983. P. 29–63.

12. Rieber R. W. Charles Osgood’s views on the psychology of language and thought // Dialogues on the psychology of language and thought / ed. R. W. Rieber. N. Y.-London: Plenum press, 1983. P. 65–102.

13. Esaulova Y., Dolscheid S., Reuters S., Penke M. The alignment of agent-first preferences with visual event representations: contrasting German and Arabic // Journal of Psycholinguist Reseearch. 2021. DOI: 10.1007/s10936-020-09750-3

14. Кубрякова Е. С. В поисках сущности языка: когнитивные исследования. М.: Знак, 2012. 203 с.

15. Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М.: МГУ, 1996. 245 с.

16. Веретенников А. А. Язык и сознание Бенджамина Уорфа // Эпистемология и философия науки. 2016. Т. 50. № 4. С. 214–219.

17. Пименова М. В. Типы концептов и этапы концептуального исследования // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 2-2. С. 127–131.

18. Пименова М. В. Концептуальные исследования и национальная ментальность // Гуманитарный вектор. 2011. № 4. C. 126–132.

19. Шульженко М. Ю., Поповская В. Б. Когнитивная основа ментальных процессов сознания // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 2-1. С. 127–132. DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-2/1-127-132

20. Попова З. Д., Стернин И. А. Основные черты семантико-когнитивного подхода к языку // Антология концептов/ под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. Волгоград: Парадигма, 2005. Т. 1. С. 7–10.

21. Шафиков С. Г. Категории и концепты в лингвистике // Вопросы языкознания. 2007. № 2. С. 3–17.

22. Павленко В. Г. Языковые средства вербализации лингвокультурного концепта "cognition" в английском языке // Язык и культура. 2016. № 4. С. 100–111. DOI: 10.17223/19996195/36/8

23. Farnia F., Geva E. Cognitive correlates of vocabulary growth in English language learners // Applied Psycholinguistics. 2011. Vol. 32. № 4. P. 711–738. DOI: 10.1017/S0142716411000038

24. Charles W., Reed M., Derryberry D. Conceptual and associative processing in antonymy and synonymy // Applied Psycholinguistics. 1994. Vol. 15. № 3. P. 329–354. DOI: 10.1017/S0142716400065929

25. Курганова Н. И. Ассоциативный эксперимент как метод исследования значения живого слова // Вопросы психолингвистики. 2019. № 3. С. 24–37. DOI: 10.30982/2077-5911-2019-41-3-24-37

26. Завьялова Я. Л., Боровец Е. Н. Возрастные и гендерные особенности внимания и памяти подростков, обучающихся в 7 и 9 классах // Вестник психофизиологии. 2020. № 3. С. 165–167.


Для цитирования:


Плахотная Ю.И. Ассоциация как механизм когнитивной деятельности в формировании концептуальной картины мира. Вестник Кемеровского государственного университета. 2021;23(2):541-550. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-2-541-550

For citation:


Plakhotnaya Yu.I. Association as a Cognitive Activity Mechanism in Shaping a Conceptual Worldview. Bulletin of Kemerovo State University. 2021;23(2):541-550. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-2-541-550

Просмотров: 26


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)