Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Электронная деловая коммуникация: структурно-композиционная специфика

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-2-512-520

Полный текст:

Аннотация

 Рассматриваются вопросы, направленные на изучение структурно-композиционной специфики текстов современных форм деловой коммуникации,  сгенерированных в электронной среде. Материалом  послужили электронные деловые письма (инициальные письма-просьбы туристической и гостиничной тематики), электронные инициальные сообщения на веб-форумах (на материале веб-форумов фармацевтической,  автотехнической, технической тематики) и сообщения из деловой переписки в социальной сети Instagram (образовательной, жилищной, продовольственной
тематики), которые анализировались с точки зрения эволюции их структуры и текстовой архитектоники. В исследовании используются общенаучные методы наблюдения и описания в сочетании с методом сравнительного анализа языкового материала. Установлено, что в сравнении с традиционным деловым письмом структурное оформление и текстовая организация электронных деловых писем, деловых сообщений на веб-форумах и в социальных сетях претерпевают значительные качественные изменения, что обусловлено спецификой программных алгоритмов, в рамках которых создаются эти тексты. Текст электронного делового письма или сообщения не всегда осознается коммуникантами как произведение, обладающее расчлененной структурой. Электронная  деловая переписка подвергается процессам деформализации и стилевой гибридизации, связанными с  особенностями сетевого общения, при этом определяется общая тенденция к либерализации языка в современной  электронной переписке.
 

Об авторе

Ю. А. Михеева
Сибирский институт управления (филиал) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия

Новосибирск



Список литературы

1. Асмус Н. Г. Когнитивные основы виртуального дискурса // Когнитивные исследования языка. 2014. № 18. С. 590–593.

2. Herring S. C. A faceted classification scheme for computer-mediated discourse // Language@Internet. 2007. Vol. 4. Art. 1. Режим доступа: https://www.languageatinternet.org/articles/2007/761/citation (дата обращения: 14.11.2020).

3. Байкулова А. Н. Рабочее общение // Проблемы речевой коммуникации / отв. ред. М. А. Кормилицына. Саратов: СГУ, 2012. Вып. 12. С. 127–138.

4. Михайлова Ю. Н. Электронный русский: между устным и письменным // Неклассические письменные практики современности / под ред. Т. В. Шмелевой. Великий Новгород: НовГУ, 2012. С. 232–248.

5. Мягкова А. Ю. Инновационные исследования области сетевого бизнес-дискурса // Инновационные технологии бизнес-коммуникаций: стратегии и тактики: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 25 ноября 2011 г.) М.: НИУ ВШЭ, 2011. С. 142–146.

6. Якунина Г. Е. Исследование моделей цифровых коммуникаций внутри организаций и на государственном уровне в странах-лидерах по использованию цифровых коммуникативных технологий // E-management. 2019. Т. 2. № 4. С. 41–50. DOI: 10.26425/2658-3445-2019-4-41-50

7. Галичкина E. H. Характеристики компьютерного дискурса // Вестник Оренбургского государственного университета. 2004. № 10. С. 55–59.

8. Груздева Е. А. Электронное деловое письмо: понятие и правила оформления // Актуальные проблемы гуманитарных наук: мат-лы науч.-методич. семинара. (Нижневартовск, 16 декабря 2017 г.) Нижневартовск: НВГУ, 2018. С. 106–110.

9. Дегальцева А. В. Основные тенденции развития электронной деловой переписки // Проблемы речевой коммуникации / под ред. М. А. Кормилицыной. Саратов: СГУ, 2015. Вып. 15. С. 46– 54.

10. Иванов Л. Ю. Язык в электронных средствах коммуникации // Культура русской речи. Энциклопедический справочник / под общ. ред. Л. Ю. Иванова. М.: ФЛИНТА; Наука, 2003. С.791–793.

11. Карабань Н. А., Дикарева А. В. Сетикет, или правила речевого поведения в сети Интернет // Филология: научные исследования. 2018. № 1. С. 31–37. DOI: 10.7256/2454-0749.2018.1.25379

12. Агагюлова С. И., Галичкина Е. Н., Горошко Е. И., Ильясова С. В., Каллистратидис Е. В., Карабань Н. А., Карасик В. И., Качанова А. Е., Колокольцева Т. Н., Кочетова Л. А., Красавский Н. А., Кудрявцева А. А., Лутовинова О. В., Митягина В. А., Ряжков М. С., Черкасова И. С., Шарифуллин Б. Я., Шестак Л. А., Штукарева Е. Б. Интернет-коммуникация как новая речевая формация. М.: ФЛИНТА; Наука, 2012. 328 с.

13. Шмелева Т. В. Интернет-письмо как новая форма существования языка // Неклассические письменные практики современности / под ред. Т. В. Шмелевой. Великий Новгород: НовГУ, С. 186–193.

14. Овсянникова М. А. Ценностные доминанты в Интернет-форуме как жанре спортивного дискурса (на материале английского языка) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2011. № 4. С. 65–68.

15. Горбатов А. В. Социальные сети // Труды Института государства и права РАН. 2011. № 6. С. 182–193.

16. Михеева Ю. А. Веб-форум как речевой жанр виртуальной коммуникации // Интерактивная наука. 2016. № 3. С. 120–125.

17. Патрушева Л. С. Интернет-форум как виртуальный полилог // Актуальные вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков: ст. и мат-лы Третьей Междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 24–26 февраля 2011 г.) СПб., 2011. Т. 2. С. 26–29.

18. Кучина С. А. Паралингвистические средства в электронном художественном тексте: типы, структура, семантикопрагматические характеристики // Изв. ЮФУ. Филол. науки. 2020. № 4. С. 77–88. DOI: 10.18522/1995-0640-2020-4-77-88

19. Шварцкопф Б. С. Документ служебный // Культура русской речи. Энциклопедический справочник / под общ. ред. Л. Ю. Иванова. М.: ФЛИНТА; Наука, 2003. С. 272–274.

20. Грахова И. А., Дрынь Я. А. Анализ социальной сети Instagram как инструмента формирования общественного сознания // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2017. Т. 3. № 13. С. 175–177.

21. Винник Д. В. Социальные сети как феномен организации общества: сущность и подходы к использованию и мониторингу // Философия науки. 2012. № 4. С. 110–126.

22. Козлова Н. С. Социальная сеть «Инстаграм» как социально-психологическое явление // Молодой ученый. 2014. № 16. С. 387–390.

23. Панченко И. Н. Социальные сети как новая форма коммуникации: польза или опасность для общества? // Социология науки и технологий. 2018. Т. 9. № 2. С. 86–94. DOI: 10.24411/2079-0910-2018-10006

24. Зырянов Б. В. Стратегии продвижения персонального аккаунта в Instagram // Вопросы теории и практики журналистики. 2018. Т. 7. № 3. С. 539–556. DOI: 10.17150/2308-6203.2018.7(3).539-556

25. Патаракин Е. Д. Педагогический дизайн социальной сети Scratch // Образовательные технологии и общество. 2013. Т. 16. № 2. С. 505–528.

26. Воронкин А. С. Социальные сети: эволюция, структура, анализ // Образовательные технологии и общество. 2014. Т. 17. № 1. С. 650–675.


Для цитирования:


Михеева Ю.А. Электронная деловая коммуникация: структурно-композиционная специфика. Вестник Кемеровского государственного университета. 2021;23(2):512-520. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-2-512-520

For citation:


Mikheeva Yu.A. Alternative Forms of Current Business Communication: Text Structure and Composition Evolution. Bulletin of Kemerovo State University. 2021;23(2):512-520. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-2-512-520

Просмотров: 30


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)