Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Диагностический ресурс кейс-метода в оценке готовности будущих педагогов к обеспечению психологической безопасности

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-2-456-465

Полный текст:

Аннотация

 Теоретические и прикладные исследования, раскрывающие вопросы обеспечения психологической безопасности в  образовании, описывают разные стороны этого процесса.  Однако остается слабо изученным аспект  профессиональной готовности педагога к обеспечению  психологической безопасности в профессиональной  деятельности. Такая ситуация обусловлена несовершенством диагностического инструментария, используемого в исследованиях. Стандартизированные тесты не обеспечивают в полной мере возможность измерения  соответствующих профессиональных компетенций  педагогов. Цель исследования – определить  диагностические возможности кейс-метода в процедуре оценки готовности будущих педагогов к обеспечению  психологической безопасности в образовательной среде. В  основе исследования лежит допущение, что кейс-метод может быть использован в качестве измерительного инструментария оценки профессиональной готовности будущих педагогов к обеспечению психологической  безопасности в образовании. Мы опирались на представления И. А. Баевой о психологической  безопасности образовательной среды, Н. В. Кузьминой о структуре профессиональной готовности педагога. В исследование приняли участие студенты педагогических  колледжей (n=418). Готовность к обеспечению психологической безопасности оценивалась путем решения  студентами авторских кейс-ситуаций (профессиональных задач), состоящих из описания самой ситуации и четырех  заданий, ответы на которые описывают отдельные аспекты готовности будущего педагога к обеспечению  психологической безопасности в образовательной среде.  Результаты были подвергнуты процедуре контент-анализа.  Выбор категорий анализа был проведен на основе анализа понятий и умений, составляющих содержание профессиональной готовности к обеспечению  психологической безопасности в образовательном процессе. Проверка надежности методики анализа  осуществлялась на группе студентов психолого-педагогического направления подготовки. Полученные  результаты позволяют считать достоверными  диагностические данные, получаемые с использованием  кейс-метода в качестве инструмента оценки  профессиональных компетенций. Кейс-метод можно рассматривать как способ оценки профессиональной  готовности к обеспечению психологической безопасности в  образовании и инструмент измерения профессиональных  компетенций педагогов. 

Об авторах

Л. В. Скорова
Иркутский государственный университет
Россия

 Иркутск 



А. Ю. Качимская
Иркутский государственный университет
Россия

 Иркутск 



Ю. А. Якушева
Иркутский государственный университет
Россия

 Иркутск 



Список литературы

1. Чурилов А. В., Петренко С. А., Мирович Д. В., Джеломанова С. А., Носкова О. В. Роль кейс-метода в учебном процессе // Вестник неотложной и восстановительной хирургии. 2016. Т. 1. № 1. С. 138–140.

2. Амельченко Т. В. Социально-ориентированная педагогическая ситуация как средство профессионального становления будущего специалиста // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. № 15. С. 87–92.

3. Уколова А. М. Кейс-метод как эффективный способ обучения в профессиональном обучении педагогов-дизайнеров // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013. № 23. С. 80–84.

4. Ивлева М. Л., Саенко Н. Р. Особенности применения кейс-метода в курсе «Педагогика и психология высшей школы» для аспирантов // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2016. Т. 10. № 2. С. 59–67. DOI: 10.12737/19549

5. Демидова Н. Н., Камерилова Г. С. Кейс-стади: «изучение случая» – технология инактивированного познания // Вестник Мининского университета. 2016. № 2. Режим доступа: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/205/206 (дата обращения: 15.03.2021).

6. Бичева И. Б., Хижная А. В., Емелина А. В., Баскакова Н. В. Кейс-задача как инновационный способ подготовки будущих педагогов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-8. С. 35–41.

7. Екимова В. И. Кейс-метод в высшей школе: проблемы применения и оценки эффективности // Современная зарубежная психология. 2014. Т. 3. № 1. С. 86–97.

8. Царапкина Ю. М. Использование кейс-технологий при обучении студентов // Образование и наука. 2015. № 3. С. 120–129.

9. Трапезникова Т. Н. Новейшие педагогические технологии: кейс-метод (метод ситуационного анализа) // Территория науки. 2015. № 5. С. 52–59.

10. Конова Е. А., Поллак Г. А. Интерактивный метод оценки знаний на основе применения технологии case study // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2013. Т. 5. № 3. С. 93–97.

11. Быстрицкая Е. В., Ядрышников К. С. Методический инструментарий инновационных технологий в образовании (на примере кейс-метода) // Вестник Мининского университета. 2015. № 1. Режим доступа: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/14/15 (дата обращения: 15.03.2021).

12. Добротин Д. Ю., Добротина И. Н. Применение кейс-метода в обучении студентов педагогических вузов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. № 1. С. 62–70. DOI: 10.18384/2310-7219-2019-1-62-70

13. Голубева Н. В. Кейс-метод в оценке профессиональных и социально-психологических компетенций персонала // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2013. № 7. С. 81–92.

14. Путинцев А. Н., Алексеев Т. В. Кейс-метод в медицинском образовании: современные программные продукты // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 12-9. С. 1655–1659.

15. Северова Е. А., Охапкин А. С., Кошелева Г. Я. Использование кейс-метода в преподавании психиатрии и медицинской психологии // Смоленский медицинский альманах. 2016. № 2. С. 192–195.

16. Шкерина Л. В. Диагностика профессиональных компетенций студентов на основе учебных кейсов // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2012. № 4. С. 62–67.

17. Титова О. С. Использование кейс-технологии в курсе «Методика обучения математике» для студентов педагогического вуза // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 3. С. 35–37.

18. Абрамова Н. С., Колдина М. И., Ваганова О. И. Кейс-технологии в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 11–14.

19. Захарова И. М., Грахова С. И., Хакимова Н. Г. Кейс-задания как инструмент оценки профессиональной компетенции будущего педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-4. С. 98–101.

20. Yin R. K. Case study research: design and methods. 5th ed. Thousand Oaks, CA: Sage, 2014. 282 p.

21. Guetterman T. C., Fetters M. D. Two methodological approaches to the integration of mixed methods and case study designs: a systematic review // American Behavioral Scientist. 2018. Vol. 62. № 7. P. 900–918. DOI: 10.1177/0002764218772641

22. Onghena P., Maes B., Heyvaert M. Mixed methods single case research: state of the art and future directions // Journal of Mixed Methods Research. 2019. Vol. 13. № 4. P. 461–480. DOI: 10.1177/1558689818789530

23. Nur’aini R. D. Penerapan metode studi kasus Yin dalam penelitian arsitektur dan perilaku // Jurnal Teknik Sipil dan Arsitektur. 2020. Vol. 16. № 1. H. 92–104. DOI: 10.21831/inersia.v16i1.31319

24. Гладкова М. Н., Кутепов М. М., Лунева Ю. Б., Трутанова А. В., Юсупова Д. М. Технология кейс-обучения в подготовке бакалавров // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 6. С. 21–25.

25. Бордовская Н. В., Кошкина Е. А., Тихомирова М. А., Бочкина Н. В. Кейс-метод как средство оценивания и развития терминологической компетентности будущего педагога // Интеграция образования. 2018. Т. 22. № 4. С. 728–749. DOI: 10.15507/1991-9468.093.022.201804.728-749

26. Fallon L. M., Kurtz K. D., Mueller M. R. Direct training to improve educators’ treatment integrity: a systematic review of single-case design studies // School Psychology Quarterly. 2018. Vol. 33. № 2. P. 169–181. DOI: 10.1037/spq0000210

27. Грузкова С. Ю., Камалеева А. Р. Кейс-метод: история разработки и использования метода в образовании // Современные исследования социальных проблем. 2013. № 6. DOI: 10.12731/2218-7405-2013-6-24

28. Скорова Л. В., Качимская А. Ю., Якушева Ю. А. Представления о психологической безопасности образовательного пространства у будущих педагогов дошкольного образования // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 3. DOI: 10.15862/46PSMN320


Для цитирования:


Скорова Л.В., Качимская А.Ю., Якушева Ю.А. Диагностический ресурс кейс-метода в оценке готовности будущих педагогов к обеспечению психологической безопасности. Вестник Кемеровского государственного университета. 2021;23(2):456-465. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-2-456-465

For citation:


Skorova L.V., Kachimskaya A.Y., Yakusheva J.A. Case Method as a Diagnostic Tool for Assessing the Readiness of Future Teachers for Providing Psychological Safety in Class. Bulletin of Kemerovo State University. 2021;23(2):456-465. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-2-456-465

Просмотров: 136


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)