Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Система скриптов и черный юмор в пьесах М. Макдонаха

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-1-286-296

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена анализу природы комического и механизма создания черного юмора в идиостиле современного британо-ирландского драматурга Мартина Макдонаха, автора девяти пьес, переведенных на разные языки, которые с успехом ставятся на сценах всего мира. В качестве методологической базы исследования использовались семантическая теория юмора В. Раскина и разработанная на ее основе мультидисциплинарная общая теория вербального юмора В. Раскина – С. Аттардо. Теория рассматривает лингвистическую природу шутки и оперирует понятиями скрипт и оппозиция. По мнению авторов, важную роль в создании комического вообще и черного юмора в частности в текстах М. Макдонаха играют интертекстуальные средства и апелляции к прецедентным феноменам разного уровня. Авторы статьи принимают атрибутированное и неатрибутированное интекстовое включение за знак или скрипт и анализируют пьесы драматурга с данных позиций. В результате исследования представлена система скриптов и оппозиций, образующих хронотоп объемных (в отличие от короткой шутки или анекдота) текстов, а также описан механизм создания черного юмора в пьесах М. Макдонаха посредством обращения к интертекстуальному тезаурусу, которым может располагать потенциальный читатель и зритель.

Об авторах

А. С. Усатова
Кемеровский государственный университет
Россия

Алиса Сергеевна Усатова

Кемерово



Л. П. Прохорова
Кемеровский государственный университет
Россия

Лариса Петровна Прохорова

Кемерово



Список литературы

1. Болгова С. М., Болдырева Т. В., Доценко Е. Г., Журчева О. В., Журчева Т. В., Кислова Л. С., Лавлинский С. П., Лепишева Е. М., Малютина Н. П., Павлов А. М., Сейбель Н. Э., Сизова М. И., Семеницкая О. В., Синицкая А. В., Старова Е. А., Тютелова Л. Г., Шамина В. Б., Шатина Л. П., Шевченко Е. Н. Новейшая драма рубежа ХХ–ХХI веков: предварительные итоги. Самара: СамГУ, 2016. 296 с.

2. Макарова Е. И. Комическое в пьесе Мартина Макдоноха «Королева красоты из Линейна» // Театр и драма: эстетический опыт эпохи: мат-лы Всерос. науч. конф. (Новосибирск, 9 октября 2017 г.) Новосибирск: НГТИ, 2018. С. 65–74.

3. Шамина В. Б. Идейно-художественное единство драматургии Мартина МакДонаха // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2018. Т. 4. № 4. С. 147–159. DOI: 10.21684/2411-197X-2018-4-4-147-159

4. Boundaries, Passages, Transitions: Essays in Irish Literature, Culture, and Politics in Honour of Werner Huber. Irish studies in Europe / ed. H. Schwall. Wissenschaftlicher Verlag Trier, 2018. Vol. 8. 265 p.

5. Edwards G. How do Martin Mcdonagh’s The Cripple of Inishmaan and Jez Butterworth’s Jerusalem Utilise landscape to construct and contest national identity // Leading student work in English studies, University of Nottingham. 2016. Vol. 8. 272–277.

6. CAO Jia-yu. Rewriting of the Irish identity and pastoral: a case study on The Beauty Queen of Leenane by Martin McDonagh // Journal of Literature and Art Studies. 2020. Vol. 10. № 2. P. 153–159. DOI: 10.17265/2159-5836/2020.02.008

7. Rigonato A. C. Humour in times of trauma: representations of the troubles in Northern Ireland theatre. Режим доступа: https://spectressnetwork.files.wordpress.com/2017/11/spectress_article.pdf (дата обращения: 01.02.2021).

8. Бретон А. Психопаты шутят. Антология черного юмора. М.: Алгоритм, 2018. 384 с.

9. Бахтин М. М. Собрание сочинений. Т. 4(2). Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса (1965 г.); Рабле и Гоголь (Искусство слова и народная смеховая культура) (1940, 1970 гг.). Комментарии и приложение. М.: Языки славянских культур, 2010. 752 с.

10. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. 615 с.

11. Деррида Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / пер. с фр. и вступит. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 2000. С. 407–426.

12. Genette G. Palimpsestes. La litterature au second degree. Paris: Editions du Seuil, 1982. 467 p.

13. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / пер. с фр. и вступит. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 2000. С. 427–458.

14. Арнольд И. В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. 444 с.

15. Пьеге-Гро Н. Введение в теорию интертекстуальности. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 240 с.

16. Фатеева Н. А. Интертекст в мире текстов: контрапункт интертекстуальности. 3-е изд., стер. М.: КомКнига, 2007. 280 с.

17. Воркачев С. Г. Интертекстуальность, прецедентность и лингвокультурный концепт // Интертекстуальность и фигуры интертекста в дискурсах разных типов / науч. ред. Т. Н. Колокольцева, В. П. Москвин. М.: Флинта; Наука, 2014. С. 52–70.

18. Слышкин Г. Г., Ефремова М. А. Кинотекст (опыт лингвокультурологического анализа). М.: Водолей Publishers, 2004. 153 с.

19. Raskin V. The primer of humor research. Mouton de Gruyter, 2008. 680 p.

20. Raskin V. Semantic mechanisms of humor. Dordrecht: D. Reidel Publishing Company, 1985. 284 p.

21. Attardo S. Linguistic theories of humor. Berlin: Gerike GmbH, 1994. 252 p.

22. Прохоров Ю. Е. Действительность. Текст. Дискурс. 5-е изд., стер. М.: Флинта; Наука, 2016. 224 с.

23. Лотман Ю. М. Семиосфера. Спб: Искусство-СПб, 2000. 704 с.

24. Аверинцев С. С. О духе времени и чувстве юмора // Новый мир. 2000. № 1. С. 139–141.

25. Lonergan P. The theatre and films of Martin McDonagh. Bloomsbury Methuen Drama, 2012. 280 p.

26. Fauconnier G. Mental spaces: aspects of meaning construction in natural language. Cambridge: Cambridge University Press, 1997. 240 p.

27. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 423 с.

28. Тороп П. Х. Проблема интекста // Труды по знаковым системам. Вып. ΧΙΧ. Текст в тексте. Тарту: Тартуский гос. ун-т, 1981. С. 33–44.

29. Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. М.: Праксис, 2006. Ч. 3. 311 с.

30. Геннеп А. ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М.: Вост. лит. РАН, 1999. 198 с.

31. Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. 277 с.

32. Иванов В. В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 3: Сравнительное литературоведение. Всемирная литература. Стиховедение. Калуга: ГУП Облиздат, 2004. 815 c.


Для цитирования:


Усатова А.С., Прохорова Л.П. Система скриптов и черный юмор в пьесах М. Макдонаха. Вестник Кемеровского государственного университета. 2021;23(1):286-296. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-1-286-296

For citation:


Usatova A.S., Prokhorova L.P. Script System and Black Humor in Plays by M. McDonagh. Bulletin of Kemerovo State University. 2021;23(1):286-296. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-1-286-296

Просмотров: 78


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)