Специфика концептуализации стыда и совести в эвенской языковой картине мира
https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-1-247-255
Аннотация
В статье дается комплексное представление ключевых концептов в эвенской языковой картине мира – стыд и совесть, не описанных ранее в работах эвеноведов. Данные концепты в говорах эвенского языка реализуются следующими лексическими единицами: халдюн, имеющая аналогии во всех языках тунгусо-маньчжурской группы, нюмар, нюмарин и хадарин, зафиксированные в говорах восточного наречия эвенского языка, и хэркэхйи, распространенная в одном из говоров западного наречия – в ламунхинском говоре. Семантическая структура лексем халдюн, нюмар, нюмарин, хадарин, хэркэхйи является сложной и включает в себя, помимо значений стыда и совести, схожие по смыслу понятия: стеснительность, смущение, скромность, робость, срам, позор. В работе были использованы описательный метод, метод сплошной выборки и метод концептуального анализа, включающий дефинирование (выделение смысловых признаков), этимологический анализ, методы сбора и обработки полевых данных. В национальном сознании эвенов стыд и совесть являются концептами, отражающими оценку поведения человека в социуме и его отношение к окружающему миру, а также содержат знаковую смысловую нагрузку, отличаются эмоциональным наполнением.
Ключевые слова
Список литературы
1. Арутюнова Н. Д. О стыде и совести // Логический анализ языка. Языки этики / отв. ред. Н. Д. Арутюнова. М.: Яз. рус. культуры, 2000. С. 54–78.
2. Урысон Е. В. Проблемы исследования языковой картины мира: Аналогия в семантике. М.: Языки слав. культуры, 2003. 224 с.
3. Байжанова Н. Р. Метафорические образы, характеризующие человека, в алтайских пословицах (в сопоставлении с тувинским) // Языки коренных народов Сибири / отв. ред. Н. Б. Кошкарева, Н. Н. Широбокова, А. Р. Тазранова. Новосибирск: НГУ, 2004. Вып. 14. С. 60–72
4. Пименова М. В. Душа и дух: особенности концептуализации. Кемерово: Графика, 2004. 386 с.
5. Кузьмина Р. П. Язык ламунхинких эвенов. Новосибирск: Наука, 2010. 115 с.
6. Цинциус В. И. Очерк грамматики эвенского (ламутского) языка. Л.: Ленингр. отд-ние Учпедгиза, 1947. 271 с.
7. Новикова К. А. Очерки диалектов эвенского языка. Ч. 1. Ольский говор. М.-Л.: Изд-во АН СССР. Ленингр. отд-ние, 1960. 263 с.
8. Бурыкин А. А. Язык малочисленного народа в его письменной форме (на материале эвенского языка). СПб.: Петербургское Востоковедение, 2004. 384 с.
9. Шарина С. И. Диалекты эвенского языка: состояние исследований и классификация // Актуальные проблемы диалектологии языков народов России: мат-лы XVII Всерос. науч. конф. (Уфа, 1–2 июня 2017 г.) Уфа: УФИЦ РАН, 2017. С. 308–312.
10. Шарина С. И. Эвенская диалектология: этапы развития, перспективы // Коренные народы Якутии: территориальные и культурные диалекты: мат-лы регион. круглого стола. (Якутск, 23 апреля 2018 г.) Якутск: ИГИиПМНС СО РАН, 2018. С. 70–78
11. Шарина С. И. Фиксация и документация языков коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) // Языки коренных народов как фактор устойчивого развития Арктики: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (Якутск, 27–29 июня 2019 г.) Якутск: ИГИиПМНС СО РАН, 2019. С. 346–348. DOI: 10.25693/NPK2019SarShar
12. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академический проект, 2004. 991 с.
13. Редько Н. А. Совесть как ключевая доминанта русской национальной картины мира // Мир русского слова. 2019. № 2. С. 60–65. DOI: 10.24411/1811-1629-2019-12060
14. Ондар Ч. Ч. Имена прилагательные, обозначающие душевные качества человека, в тувинском языке // Языки коренных народов Сибири / отв. ред. Н. Б. Кошкарева, Н. Н. Широбокова, А. Р. Тазранова. Новосибирск: НГУ, 2004. Вып. 14. С. 53–59.
15. Тюнтешева Е. В. Человек и его мир в зеркале фразеологии (на материале тюркских языков Сибири, казахского и киргизского). Новосибирск: Любава, 2006. 225 с.
16. Погребняк Ю. В., Вань С. Структурно-семантические характеристики концепта «стыд» в русской и китайской лингвокультурах (на материале пословиц, поговорок и фразеологизмов) // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2016. № 9-10. С. 96–100.
17. Йохельсон В. И. Юкагиры и юкагизированные тунгусы. Новосибирск: Наука, 2005. 675 с.
18. Туголуков В. А. Кто вы, юкагиры? М.: Наука, 1979. 152 с.
19. Шарина С. И., Кузьмина Р. П. Нижнеколымский говор эвенского языка. Новосибирск: Наука, 2018. 185 с.
20. Казакевич О. А. Этические нормы традиционного селькупского общества сквозь призму фольклора // Логический анализ языка. Языки этики / отв. ред. Н. Д. Арутюнова. М.: Яз. рус. культуры, 2000. С. 332–340.
21. Василевич Г. М. Эвенки: Историко-этнографические очерки (XVIII – начало XX в.). Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1969. 304 с.
22. Варламова Г. И. Мировоззрение эвенков: Отражение в фольклоре. Новосибирск: Наука, 2004. 185 с.
23. Сирина А. А. Эвенки и эвены в современном мире: самосознание, природопользование, мировоззрение. М.: Восточная литература, 2012. 604 с.
24. Гак В. Г. Актантная структура грехов и добродетелей фольклора // Логический анализ языка. Языки этики / отв. ред. Н. Д. Арутюнова. М.: Яз. рус. культуры, 2000. С. 90–96.
25. Кузьмина Р. П. Концепт «жалость» в лингвокультуре эвенов // Лингвокультурные аспекты концептуальных исследований / отв. ред. М. В. Пименова. СПб.: СПбГЭУ, 2018. Вып. 16. С. 47–52.
26. Khasanova M., Pevnov A. Myths and tales of the negidals. Osaka: Osaka Gakuin university, Faculty of informatics, 2003. IV+297 p.
27. Изард К. Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999. 464 с.
Рецензия
Для цитирования:
Кузьмина Р.П. Специфика концептуализации стыда и совести в эвенской языковой картине мира. Вестник Кемеровского государственного университета. 2021;23(1):247-255. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-1-247-255
For citation:
Kuzmina R.P. Conceptualization of Shame and Remorse in the Even Linguistic World View. The Bulletin of Kemerovo State University. 2021;23(1):247-255. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-1-247-255