Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Особенности отношения к режиму самоизоляции в период пандемии у студентов с разными показателями ответственности и ценностных ориентаций

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-1-174-182

Полный текст:

Аннотация

Представлены результаты эмпирического исследования, характеризующие отношение студентов к ограничительным мерам в период коронавирусной инфекции. Рассматриваются различные паттерны отношения представителей юношеского возраста к самоизоляции с разными показателями ценностных ориентаций и личностной ответственности. Для выявления доминирующего отношения использовалась авторская анкета, включающая три блока: эмоциональный, когнитивный и поведенческий. При исследовании ответственности использовался тест суждений ответственности А. И. Крупнова, разработанный в рамках диспозиционной концепции свойств личности и индивидуальности. Ценностные ориентации исследовались опросником Ш. Шварца. Полученные результаты исследования позволили выявить некоторые закономерности соблюдения режима самоизоляции у респондентов с разными личностными качествами. В ходе исследования было установлено, что отдельные доминирующие ценности и уровень проявления ответственности могут выступать детерминантами позитивного либо негативного отношения к режиму самоизоляции. Результаты проведенного исследования позволили сформулировать вывод относительно перспектив учета возрастных и субъектных характеристик личности для разработки профилактических мероприятий в период пандемии с целью соблюдения режима самоизоляции.

Об авторах

С. И. Кудинов
Российский университет дружбы народов
Россия

Сергей Иванович Кудинов

Москва



С. С. Кудинов
Российский университет дружбы народов
Россия

Станислав Сергеевич Кудинов

Москва



В. С. Кудинов
Российский университет дружбы народов
Россия

Владислав Сергеевич Кудинов

Москва



Список литературы

1. Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997. 304 с.

2. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 508 с.

3. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. СПб.: Питер, 2001. 288 с.

5. Мясищев В. Н. Структура личности и отношение человека к действительности // Психология личности. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 35–38.

6. Краснорядцева О. М. Ценностная детерминация профессионального поведения педагогов // Сибирский психологический журнал. 1998. № 7. С. 25–29.

7. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.

8. Яницкий М. С. Система ценностных ориентаций личности и социальных общностей: структурно-динамическая модель и ее применение в психологических исследованиях и психологической практике // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22. № 1. С. 194–206. DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-1-194-206

9. Серый А. В., Яницкий М. С., Харченко Е. В. Ценностно-смысловые аспекты психологической работы со студенческой молодежью, находящейся в кризисной ситуации // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. № 2. С. 40–48. DOI: 10.15293/2226-3365.1402.04

10. Момов В. М. Человек, мораль, воспитание: (теорет.-методол. проблемы). М.: Прогресс, 1975. 163 с.

11. Айбазова С. Р. Роль ценностно-смысловой направленности в динамике самореализации личности: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2015. 22 с.

12. Волкова Е. В., Башкатов С. А., Чернышова Л. В. Обзор исследований ответственности в отечественной и зарубежной психологии XXI века // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25. № 4. С. 53–59. DOI: 10.34216/2073-1426-2019-25-4-53-59

13. Крупнов А. И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2006. № 1. С. 63–73.

14. Фалах Расми А.-Р. М. Этнопсихологические особенности ответственности у арабских и российских студентов: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1997. 16 с.

15. Куренков И. А. Психологические особенности ответственности у различных групп учителей: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1994. 22 с.

16. Кудинов С. И., Кудинов С. С., Седова И. В. Роль ответственности в эмоциональном выгорании учителей на начальном этапе профессионализации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2016. № 1. С. 26–41.

17. Гаврилушкин С. А. Ответственность как профессиональное качество личности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 1. С. 155–157.

18. Прядеин В. П. Понятия ответственности, исполнительности, воли как объекты психолого-педагогического исследования // Научный диалог. 2012. № 1. С. 32–45.

19. Дементий Л. И., Купченко В. Е. Жизненная стратегия личностей с различным типом ответственности // Вестник Омского университета. 2011. № 4. С. 317–324.

20. Быков С. В. Социально-психологическая регуляция ответственности личности: дис. … д-ра психол. наук. Казань, 2006. 337 с.

21. Berndsen M., Manstead A. S. R. On the relationship between responsibility and guilt: Antecedent appraisal or elaborated appraisal? // European Journal of Social Psychology. 2007. Vol. 37. № 4. P. 774–792. DOI: 10.1002/ejsp.397

22. Cehajic-Clancy S., Effron D. A., Halperin E., Liberman V., Ross L. D. Affirmation, acknowledgment of in-group responsibility, group-based guilt, and support for reparative measures // Journal of Personality and Social Psychology. 2011. Vol. 101. № 2. P. 256–270. DOI: 10.1037/a0023936

23. Zimmermann A., Abrams D., Doosje B., Manstead A. S. R. Causal and moral responsibility: Antecedents and consequences of group-based guilt // European Journal of Social Psychology. 2011. Vol. 41. № 7. P. 825–839. DOI: 10.1002/ejsp.826

24. Glavas A. Corporate social responsibility and organizational psychology: an integrative review // Frontiers in Psychology. 2016. Vol. 7. № 144. P. 1–13. DOI: 10.3389/fpsyg.2016.00144


Для цитирования:


Кудинов С.И., Кудинов С.С., Кудинов В.С. Особенности отношения к режиму самоизоляции в период пандемии у студентов с разными показателями ответственности и ценностных ориентаций. Вестник Кемеровского государственного университета. 2021;23(1):174-182. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-1-174-182

For citation:


Kudinov S.I., Kudinov S.S., Kudinov V.S. Attitudes to Lockdown in Students with Different Indicators of Responsibility and Value Orientations. Bulletin of Kemerovo State University. 2021;23(1):174-182. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-1-174-182

Просмотров: 69


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)