Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Доминирующее психическое состояние и настроение субъектов с разными видами отношения к себе как профессионалу

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-1-166-173

Полный текст:

Аннотация

Рассмотрены взаимосвязь особенностей доминирующего психического состояния с параметрами отношения к себе как профессионалу, виды настроения, присущие субъектам с разным профессиональным самоотношением. В психодиагностическом обследовании, проводившемся в рамках кадрового аудита, приняли участие 113 работников агрохолдинга со стажем работы на предприятиях от 1 до 5 лет. В исследовании использовались методики «Отношение к себе как профессионалу» и «Определение доминирующего состояния». Установлено, что величина активность (уровень притязаний и установка на профессиональное саморазвитие) как показатель профессионального самоотношения взаимосвязана с такими параметрами психического состояния, как активное (пассивное) отношение к жизненной ситуации и тонус высокий (низкий). Показатель величины позитивность (принятие и представление о себе как профессионале) взаимосвязан с бодростью как показателем психического состояния субъекта. У субъектов с активно-позитивным отношением к себе как профессионалу преобладают синтонный и деятельный виды настроения. В ситуациях, когда активность доминирует над позитивностью, имеет место деятельное настроение. Если показатели позитивности более выражены, чем активности, у обследованных доминирует синтонное настроение. Выявлено, что субъекты с уравновешенным профессиональным самоотношением обладают благополучным и воодушевленным настроением. При доминировании активности у обследованных преобладает воодушевленное настроение, при позитивности – благополучное. У субъектов с пассивно-негативным отношением к себе как профессионалу доминирующим видом настроения является созерцательное. Полученные данные необходимо использовать для разработки и реализации профилактики тонических состояний риска, таких как переутомление и астенические состояния, в сочетании с формированием и поддержанием активно-позитивного отношения к себе как профессионалу, а также профессионально-психологического благополучия субъектов трудовой деятельности.

Об авторах

С. В. Духновский
Югорский государственный университет
Россия

Сергей Витальевич Духновский

Ханты-Мансийск



В. А. Мищенко
Югорский государственный университет
Россия

Владимир Александрович Мищенко

Ханты-Мансийск



Список литературы

1. Ганзен В. А., Юрченко В. Н. Систематика психических состояний человека // Вестник ЛГУ. Сер. 6. 1991. № 1. С. 47–55.

2. Духновский С. В. Психология личности и деятельности педагога. М.: РИОР; ИНФРА-М, 2018. 299 с.

3. Прохоров А. О. Психические состояния и их функции. Казань: Изд-во Казанского пед. института, 1994. 168 с.

4. Прохоров А. О. Функциональные структуры психических состояний // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 3. С. 9–18.

5. Куликов Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. СПб.: Питер, 2004. 464 с.

6. Куликов Л. В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, чувств и психологической устойчивости личности. Описание методик, инструкции по применению. СПб.: СПбГУ, 2003. 81 с.

7. Куликов Л. В. Психология настроения. СПб.: Изд-во С. Петерб. ун-та, 1997. 225 с.

8. Наенко Н. И. Психическая напряженность. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 112 с.

9. Немчин Т. А. Состояния нервно-психического напряжения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. 166 с.

10. Столин В. В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 285 с.

11. Пантилеев С. Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993. 32 с.

12. Карпинский К. В., Колышко А. М. Профессиональное самоотношение личности и методика его психологической диагностики. Гродно: ГрГУ, 2010. 139 с.

13. Дарижапова М. Н. Акмеологические особенности самоотношения государственных служащих: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2008. 26 с.

14. Давиденко Л. В. Формирование позитивного самоотношения будущего учителя: автореф. дис. … канд. пед. наук. Майкоп, 2006. 22 с.

15. Герасимов П. Е. Теоретические аспекты проблемы «самоотношения» // Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н. Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. 2010. № 4. С. 80–84.

16. Лесных Л. Л. Динамика формирования самоотношения личности педагогов-психологов в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. … канд. пед. наук. Калининград, 2005. 20 с.

17. Сарджвеладзе Н. И. Самоотношение личности // Психология самосознания / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2003. С. 174–208.

18. Духновский С. В., Мищенко В. А. Установка на должностное развитие государственных гражданских служащих: результаты эмпирических исследований // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2020. № 3. С. 247–251. DOI: 10.22394/2079-1690-2020-1-3-247-251

19. Хватова М. В. Самоотношение в структуре психологически здоровой личности // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2015. № 1. С. 9–17.

20. Ананьев В. А. Введение в потрясающую психотерапию // Журнал практического психолога. 1999. № 7-8. С. 15–31.

21. Толочек В. А. Профессиональная карьера как социально-психологический феномен. М.: ИП РАН, 2017. 262 с.

22. Поварёнков Ю. П. Уточнённая характеристика типов и видов деятельности профессионала // Институт психологии Российской Академии Наук. Организационная психология и психология труда. 2018. Т. 3. № 2. С. 4–26.

23. Духновский С. В. Психодиагностика. М.: Юрайт, 2021. 353 с.

24. Духновский С. В. Психологическая надежность и кадровая безопасность (на примере государственной гражданской и муниципальной службы). Курган: Курганский фил. РАНХиГС, 2018. 314 с.


Для цитирования:


Духновский С.В., Мищенко В.А. Доминирующее психическое состояние и настроение субъектов с разными видами отношения к себе как профессионалу. Вестник Кемеровского государственного университета. 2021;23(1):166-173. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-1-166-173

For citation:


Dukhnovsky S.V., Mishchenko V.A. Dominant Mental State and Mood in People with Different Professional Self-Awareness. Bulletin of Kemerovo State University. 2021;23(1):166-173. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-1-166-173

Просмотров: 69


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)