Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Идентичность как предиктор субъективной оценки качества жизни студентов: кросскультурный аспект

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-1-143-155

Полный текст:

Аннотация

Обсуждается проблема предикторов субъективного качества жизни студенческой молодежи в условиях международной образовательной миграции. Приводятся результаты эмпирического исследования социальной идентичности, представленной идеологическим и этническим компонентами, как значимого предиктора субъективного качества жизни студентов различных культуральных групп. Субъективное качество жизни изучалось с учетом мотивационного, эмоционального и когнитивного компонентов. В качестве респондентов в исследовании принимали участие студенты вузов г. Томск (представители стран Африки, Европы, Китая, Индии, России). Структура социальной идентичности студентов изучалась с помощью психодиагностических опросников «Типы этнической идентичности» (Г. У. Солдатова и С. В. Рыжова) и «Шкала идеологической эго-идентичности» (Дж. Р. Адамс); компоненты субъективного качества жизни у студентов определялись с помощью опросников «Шкала позитивного и негативного аффекта» (Д. Уотсон и др.), «Шкала удовлетворенности жизнью» (Е. Динер и др.), «Ценности счастья»» (B. Ford и др.). В результате определена факторная структура социальной идентичности, имеющая как специфичные для каждой культуральной группы студентов, так и общие особенности. Во всех культуральных группах студентов выявлены определенные факторы социальной идентичности, которые могут выступать в качестве значимых предикторов представлений о счастье, эмоционального (доминирующий аффект) и когнитивного (оценка удовлетворенности жизнью) компонентов субъективного качества жизни. Выявленные особенности структуры социальной идентичности и ее вклада в субъективное качество жизни студентов свидетельствуют о культуральных различиях, указывают на мишени и задачи психолого-образовательного сопровождения процессов образования и самореализации студентов в поликультурном образовательном пространстве университета.

Об авторах

Т. Г. Бохан
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия

Татьяна Геннадьевна Бохан

Томск 



М. В. Шабаловская
Национальный исследовательский Томский государственный университет; Сибирский государственный медицинский университет
Россия

Марина Владимировна Шабаловская

Томск 



О. В. Терехина
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия

Ольга Владимировна Терехина

Томск 



А. Л. Ульянич
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия

Анна Леонидовна Ульянич

Томск 



Ю. В. Бородич
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия

Юлия Витальевна Бородич

Томск 



У. В. Танабасова
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия

Урсула Владимировна Танабасова

Томск 



Список литературы

1. Галажинский Е. В., Бохан Т. Г., Ульянич А. Л., Терехина О. В., Шабаловская М. В. Связь субъективного качества жизни с представлениями о счастье (ценностной обусловленностью счастья, интенсивностью мотивации счастья и ответственностью за собственное счастье) у студенческой молодежи // Science for Education Today. 2019. Т. 9. № 6. С. 19–38. DOI: 10.15293/2658-6762.1906.02

2. Рубанова Е. Ю. Субъективное качество жизни: подходы к изучению // Ученые заметки ТОГУ. 2018. Т. 9. № 1. С. 506–511.

3. Шамионов Р. М. Характеристики субъективного благополучия личности в условиях миграции // Социальнопсихологическая адаптация мигрантов в современном мире: мат-лы 2-й Междунар. науч.-практ. конф. (Пенза, 27–28 февраля 2014 г.) М.: Перо, 2014. С. 193–199.

4. Шамионов Р. М. Теоретические подходы к этнопсихологическим и кросс-культурным исследованиям субъективного благополучия личности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2016. № 1. С. 7–19.

5. Шамионов Р. М., Султаниязова Н. Ж. Ценности и отношение к этнической культуре и традициям как предикторы субъективного благополучия русских и казахов // Российский психологический журнал. 2018. Т. 15. № 1. С. 157–186. DOI: 10.21702/rpj.2018.1.8

6. Шамионов Р. М. Этнопсихологические детерминанты субъективного благополучия личности // Теоретические проблемы этнической и кросскультурной психологии: мат-лы 5-й Междунар. науч. конф. (Смоленск, 27–28 мая 2016 г.) Смоленск: СмолГУ, 2016. Т. 1. С. 268–272.

7. Taormina R. J., Shamionov R. M. A new measure of traditional values across cultures: China and Russia compared // Psychological Thought. 2016. Vol. 9. № 2. P. 197–221. DOI: 10.5964/psyct.v9i2.202

8. Schotte K., Stanat Р., Edele A. Is integration always most adaptive? The role of cultural identity in academic achievement and in psychological adaptation of immigrant students in Germany // Journal of Youth and Adolescence. 2018. Vol. 47. № 1. P. 16–37. DOI: 10.1007/s10964-017-0737-x

9. Umaña-Taylor A. J., Kornienko О., Bayless S. D., Updegraff К. А. A universal intervention program increases ethnic-racial identity exploration and resolution to predict adolescent psychosocial functioning one year later // Journal of Youth and Adolescence. 2018. Vol. 47. № 1. P. 1–15. DOI: 10.1007/s10964-017-0766-5

10. Umaña-Taylor A. J., Douglass S., Updegraff К. А., Marsiglia F. F. A small‐scale randomized efficacy trial of the identity project: promoting adolescents' ethnic-racial identity exploration and resolution // Child Development. 2018. Vol. 89. № 3. P. 862–870. DOI: 10.1111/cdev.12755

11. Piña-Watson B., Martinez A. J., Cruz L. N., Llamas J. D., López B. G. Ethnic identity affirmation as a strength for Mexican descent academic outcomes: Psychological functioning and academic attitudes as mediators // Psychology in the Schools. 2018. Vol. 55. № 10. P. 1155–1170. DOI: 10.1002/pits.22188

12. Oliveira D. R., Pankalla A., Cabecinhas R. Ethnic Identity as predictor for the well-being: An exploratory transcultural study in Brazil and Europe // Summa psicol. UST (En línea). 2012. Vol. 9. № 2. P. 33–42.

13. Sharma S., Sharma M. Self, social identity and psychological well-being // Psychological Studies. 2010. Vol. 55. № 2. P. 118–136. DOI: 10.1007/s12646-010-0011-8

14. Новгородова Е. Ф., Бакина А. В., Махова И. Ю., Шмакова В. А., Яремчук С. В. Социально-психологические факторы удовлетворенности жизнью молодежи: региональный аспект проблемы // Вопросы психологии. 2017. № 4. С. 102–117.

15. Федотова В. А., Жданова С. Ю. Адаптация студентов из Индии и арабских стран к образовательному пространству российского вуза // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11. № 2. C. 93–106. DOI: 10.17759/sps.2020110206

16. Солдатова Г. У., Рыжова С. В. Типы этнической идентичности // Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Прокофьева Т. Ю., Кравцова О. А. Психодиагностика толерантности личности. М.: Смысл, 2008. С. 140–146.

17. Гаврилова Т. А., Глушак Е. В. К вопросу об адаптации методики объективного измерения статуса Эго-идентичности Дж. Р. Адамса // Психологическая диагностика. 2009. № 5. С. 53–65.

18. Осин Е. Н. Измерение позитивных и негативных эмоций: разработка русскоязычного аналога методики PANAS // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 4. С. 91–110.

19. Осин Е. Н., Леонтьев Д. А. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 1. С. 117–142. DOI: 10.14515/monitoring.2020.1.06

20. Ford B. Q., Dmitrieva J. O., Heller D., Chentsova-Dutton Y., Grossmann I., Tamir M., Uchida Yu., Koopmann-Holm B., Floerke V. A., Uhrig M., Bokhan T., Mauss I. B. Culture shapes whether the pursuit of happiness predicts higher or lower well-being // Journal of Experimental Psychology: General. 2015. Vol. 144. № 6. Р. 1053–1062. DOI: 10.1037/xge0000108

21. Шоркина Н. А. Социальная и личностная идентичность мигрантов // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. 2012. № 2. С. 91–95.

22. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А. Психологическая адаптация вынужденных мигрантов // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 4. С. 66–81

23. Бохан Т. Г., Шабаловская М. В., Бородич Ю. В., Терехина О. В., Ульянич А. Л. Особенности личностной и этнической идентичности студентов в аспекте кросскультурного сравнения // Вестник Кемеровского государственного университета. 2019. Т. 21. № 4. С. 962–973. DOI: 10.21603/2078-8975-2019-21-4-962-973

24. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 344 с.

25. Sica L. S., Luyckx K., Goossens L., Ragozini G., Sestito L. A. Identity statuses and event-Focused narratives at university starting point in Italy // Journal of Adult Development. 2017. Vol. 24. № 2. P. 89–108. DOI: 10.1007/s10804-016-9249-2

26. Истомина О. Б. Психология межэтнического взаимодействия: диспозиции и особенности в современном обществе // European Social Science Journal. 2016. № 11. С. 325–329.

27. Гришина А. В., Лунин С. Л. Типы этнической идентичности российской молодежи как показатель позитивной готовности к принятию вынужденных мигрантов из Украины // Российский психологический журнал. 2015. Т. 12. № 2. С. 46–55.

28. Бохан Т. Г., Шабаловская М. В., Бородич Ю. В., Терехина О. В., Ульянич А. Л. Культуральная обусловленность структуры социальной идентичности у студентов, обучающихся в поликультурной среде университета // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 1. Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/17PSMN120.pdf (дата обращения: 14.02.2021).

29. Витко Ю. С., Лебедева А. А. Духовность как индикатор качества жизни, связанного с психическим здоровьем // Неврологический вестник. 2019. Т. 51. № 4. С. 88–91.

30. Сергиенко Е. А. Психологическое здоровье: субъективные факторы // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2017. № 4. С. 98–117.


Для цитирования:


Бохан Т.Г., Шабаловская М.В., Терехина О.В., Ульянич А.Л., Бородич Ю.В., Танабасова У.В. Идентичность как предиктор субъективной оценки качества жизни студентов: кросскультурный аспект. Вестник Кемеровского государственного университета. 2021;23(1):143-155. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-1-143-155

For citation:


Bokhan T.G., Shabalovskaya M.V., Terekhina O.V., Ulyanich A.L., Borodich Yu.V., Tanabasova U.V. Identity as a Predictor of Subjective Assessment of Quality of Campus Life: Cross-Cultural Aspect. Bulletin of Kemerovo State University. 2021;23(1):143-155. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-1-143-155

Просмотров: 92


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)