Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Эмоциональные компетенции в структуре параметров психологического здоровья старшеклассников с разной степенью вовлеченности в виртуальные коммуникации

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-1-133-142

Полный текст:

Аннотация

Проведено исследование межличностных и внутриличностных эмоциональных компетенций как параметров психологического здоровья старшеклассников с разной степенью вовлеченности в виртуальные коммуникации. Представлены результаты эмпирического исследования внутрисистемных взаимодействий параметров психологического здоровья (нервно-психическая устойчивость, параметры саморегуляции, волевые качества личности, параметры самоотношения и самовосприятия, нравственная самооценка, смысложизненные ориентации, позитивная адаптация к социальному окружению) и межличностных и внутриличностных эмоциональных компетенций в группах старшеклассников с разным уровнем киберкоммуникативной зависимости. Проведенное исследование показало, что высокий уровень киберкоммуникативной зависимости связан с низкими показателями структурных компонентов психологического здоровья (волевые качества, система саморегуляции поведения и смысложизненные ориентации), а несформированные компоненты межличностных и внутриличностных эмоциональных компетенций (понимание эмоций, контроль экспрессии, управление и понимание эмоций других людей) могут выступать в качестве маркеров киберкоммуникативной зависимости у старшеклассников. Обнаруженные корреляционные связи на высоком уровне значимости позволяют предположить возможность включения межличностных и внутриличностных эмоциональных компетенций в число валидных диагностических критериев психологического здоровья старшеклассников в условиях виртуальных коммуникаций.

Об авторах

И. В. Белашева
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия

Ирина Валерьевна Белашева

Ставрополь



C. В. Шумакова
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия

Светлана Владимировна Шумакова

Ставрополь



Список литературы

1. Дубровина И. В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. 2009. № 3. С. 17–21.

2. Созонтов А. Е. Гедонистический и эвдемонистический подходы к проблеме психологического благополучия // Вопросы психологии. 2006. № 4. С. 105–114.

3. Аболин Л. М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения // Вопросы психологии. 1989. № 4. С. 141–149.

4. Братусь Б. С. Русская, советская, российская психология. М.: Флинта, 2000. 88 с.

5. Хомик В. С. Теоретико-методологические проблемы изучения социального здоровья личности. Феноменологический подход // Мир психологии. 1998. № 1. С. 184–207.

6. Галецкая И. И. Общая характеристика психологического здоровья и его основных критериев // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2015. № 2. С. 66–69.

7. Шувалов А. В. Психологическое здоровье человека // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2009. № 4. С. 87–101.

8. Психология здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Питер, 2006. 607 с.

9. Сергиенко Е. А. Психологическое здоровье: субъективные факторы // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2017. № 4. С. 98–117.

10. Белашева И. В. Эмоциональная компетентность как критерий и ресурс психологического здоровья личности // Акмеология. 2016. № 3. С. 143–152.

11. Avsec A., Masnec, P., Komidar L. Personality traits and emotional intelligence as predictors of teachers’ psychological wellbeing // Psihološka Obzorja / Horizons of Psychology. 2009. Vol. 18. № 3. P. 73–86.

12. Avsec A., Belasheva I., Cenek J., Khan A., Mohorić T., Takšić V., Zager Kocjan G. Cross-cultural and gender measurement invariance of the intrapersonal and interpersonal emotional competence questionnaire // Psychological Topics. 2020. Vol. 29. № 1. P. 167–190. DOI: 10.31820/pt.29.1.10

13. Gallagher E. N., Vella-Broderick D. A. Social support and emotional intelligence as predictors of subjective well-being // Personality and Individual Differences. 2008. Vol. 44. № 7. P. 1551–1561. DOI: 10.1016/j.paid.2008.01.011

14. Landa J. M. A., Martos M. P., López-Zafra E. Emotional intelligence and personality traits as predictors of psychological well-being in Spanish undergraduates // Social Behavior and Personality. 2010. Vol. 38. № 6. P. 783–793. DOI: 10.2224/sbp.2010.38.6.783

15. Liang C.-K., Cheng C.-C., Lai Y.-C., Chen L.-G., Chen H. H. Hardware-efficient belief propagation // IEEE Transactions on Circuits and Systems for Video Technology. 2011. Vol. 21. № 5. P. 525–537. DOI: 10.1109/TCSVT.2011.2125570

16. Othman C. N., Yusof M. S. B., Din A. M., Zakaria L. A. Emotional intelligence and personality traits in relation to psychological health among pharmacy students in Malaysi // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2016. Vol. 222. P. 253–262. DOI: 10.1016/j.sbspro.2016.05.154

17. Bar-On R. Emotional and social intelligence: Insights from the Emotional Quotient Inventory // Handbook of emotional intelligence: Theory, development, assessment, and application at home, school, and in the workplace / eds. R. BarOn, J. D. A. Parker. San Francisco: Jossey-Bass, 2000. P. 363–388.

18. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект: почему он может значить больше, чем IQ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. 544 c.

19. Брель Е. Ю., Стоянова И. Я. Характеристики алекситимии в контексте психического здоровья // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 1. С. 102–108. DOI: 10.21603/2078-8975-2018-1-102-108

20. Познание в структуре общения / под. ред. В. А. Барабанщикова, Е. С. Самойленко. М.: ИП РАН, 2009. 365 с.

21. Гарскова Г. Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую // Ананьевские чтения – 99: тез. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 26-28 октября 1999 г.) СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1999. С. 25–26.

22. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 752 с.

23. Rosenthal R., Lawson R. A longitudinal study of the effects of experimenter bias of the operant learning of laboratory rats // Journal of Psychiatric Research. 1964. Vol. 2. P. 61–72. DOI: 10.1016/0022-3956(64)90003-2

24. Тончева А. В. Диагностика киберкоммуникативной зависимости // Науковедение. 2012. № 4. Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/64pvn412.pdf (дата обращения: 25.02.2021).

25. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций. М.: Смысл, 2000. 18 с.

26. Пантилеев С. Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993. 32 с.

27. Программа воспитания и социализации обучающихся: примерный диагностический инструментарий / сост. И. В. Адоевцева. Кострома: КОИРО, 2017. 19 с.

28. Морено Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. М.: Академ. проект, 2001. 383 с.

29. Рыбников В. Ю. Экспресс-методика «Прогноз-2» для оценки нервно-психической неустойчивости кандидатов на учебу в ВУЗ // Тез. докл. на I всеарм. совещании. М.: Воениздат, 1990. С. 132–135.

30. Моросанова В. И., Коноз Е. М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 118–127.

31. Чумаков М. В. Диагностика эмоционально-волевой регуляции деятельности. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2008. 100 с.

32. Люсин Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3–22.

33. Киселёва Т. Г. Индивидуальные особенности подростков, предрасположенных к интернет-зависимости // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23. № 3. С. 46–50.

34. Сирота Е. Ю. Личностные особенности постоянных посетителей сайта www.vkontakte.ru // Вестник Кемеровского государственного университета. 2010. № 3. С. 115–118.

35. Атаскевич Н. О. Формирование психологической устойчивости личности подростков как фактор профилактики интернет-зависимости // Современная психология: мат-лы II Междунар. науч. конф. (Пермь, 20–23 июля 2014 г.) Пермь: Меркурий, 2014. С. 10–13.


Для цитирования:


Белашева И.В., Шумакова C.В. Эмоциональные компетенции в структуре параметров психологического здоровья старшеклассников с разной степенью вовлеченности в виртуальные коммуникации. Вестник Кемеровского государственного университета. 2021;23(1):133-142. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-1-133-142

For citation:


Belasheva I.V., Shumakova S.V. Emotional Competencies as Part of the Parameter Structure of Psychological Health in High School Students with Different Virtual Communication Engagement Rates. Bulletin of Kemerovo State University. 2021;23(1):133-142. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-1-133-142

Просмотров: 75


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)