Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Проективные показатели эмоциональной дестабилизации у детей в практике психолого-педагогической экспертизы

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-1-105-112

Полный текст:

Аннотация

Психолого-педагогическая экспертиза назначается в рамках бракоразводных процессов и предназначена для решения споров о праве на воспитание ребенка. Одной из задач психолога при осуществлении данного вида экспертиз является диагностика эмоционального статуса ребенка. С этой целью преимущественно используются проективные методы. В настоящем исследовании предполагается выявить работающие (обладающие высокой дифференцирующей силой) проективные референты эмоциональной дестабилизации и эмоционального конфликта у ребенка в ситуации судебного разбирательства между родителями. Исследуемую выборку составили 63 ребенка, участвующие в психолого-педагогической экспертизе. Для сравнительного анализа был произведен подсчет измеряемых признаков среди детей, чьи родители не разведены и не пребывают в ситуации судебного разбирательства по вопросам права на воспитание ребенка (56 детей). Испытуемым предлагалось изобразить рисунок несуществующего животного с помощью разноцветных карандашей. Измеряемые признаки – штрихованные линии, эскизные линии, стирание и исправление рисунка, сильный нажим, наличие ран или шрамов на теле животного, наличие у животного ног, которые не выполняют функцию опоры, наличие двух и более голов у вымышленного существа, яркость и полихромность рисунка. Признаки оценивались в дихотомической шкале. Для сопоставления частоты встречаемости признаков в двух независимых выборках и оценки достоверности различий использовался критерий углового преобразования φ*-Фишера. Признаком, обладающим высокой дифференцирующей силой, является наличие двух голов у вымышленного существа, что указывает на внутренний конфликт и эмоциональное противоречие у ребенка, формирующие основу для психологической дестабилизации. Отличия выявлены по параметру полихромность рисунка. Дети исследуемой группы реже используют цвет, что может указывать на их низкий энергетический тонус и подавленное эмоциональное состояние. В группе детей, участвующих в психолого-педагогической экспертизе, чаще встречается признак ноги, не выполняющие функцию опоры, который также можно рассматривать как референт переживания неравновесного, неустойчивого состояния. Такие параметры, как штрихованные, эскизные линии, сильный нажим, стирание и исправление рисунка, раны, шрамы на теле животного, – редкое явление в имеющихся рисунках, они не показали значимых различий между двумя группами детей.

Об авторе

Т. А. Адмакина
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов;
Россия

Татьяна Анатольевна Адмакина

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Харитонова Н. К., Сафуанов Ф. С., Вострокнутов Н. В., Русаковская О. А. Методологические основы проведения комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз при спорах о праве на воспитание детей: методические рекомендации для экспертов // Теория и практика судебной экспертизы. 2014. № 3. С. 93–106.

2. Сафуанов Ф. С., Русаковская О. А. Индивидуально-психологические особенности родителей как предикторы высококонфликтных разводов // Психологическая наука и образование. 2012. № 2. С. 60–70.

3. Сафуанов Ф. С., Харитонова Н. К., Русаковская О. А. Психолого-психиатрическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка. М.: Генезис, 2011. 192 с.

4. Адмакина Т. А. Проявление поля власти в невербальном поведении ребенка в ситуации психолого-педагогической экспертизы // Ананьевские чтения – 2020. Психология служебной деятельности: достижения и перспективы развития (в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.): мат-лы Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 8–11 декабря 2020 г.) СПб.: Скифия-принт, 2020. С. 615–616.

5. Адмакина Т. А. Специфика эмоциональных переживаний детей в ситуации высококонфликтного развода родителей // Коченовские чтения «Психология и право в современной России»: сб. тезисов участников Всерос. конф. по юридической психологии с Междунар. участием. (Москва, 11–13 ноября 2020 г.) М.: МГППУ, 2020. С. 70–71.

6. Психодиагностика / под ред. А. К. Белоусовой, И. И. Юматовой. Ростов н/Д: Феникс, 2018. 256 c.

7. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2018. 384 c.

8. Беломестнова Н. В. К вопросу о методологии судебно-психологического исследования в гражданском процессе // Теория и практика судебной экспертизы в современных условиях: мат-лы 4-й Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 30–31 января 2013 г.) М.: Проспект, 2013. С. 32–34.

9. Адмакина Т. А., Басыгысова Т. А., Золотов И. Е. Степень согласованности мнений экспертов при оценке субъективных признаков рисуночного теста «Несуществующее животное» // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: мат-лы III Всерос. науч.-практ. (заоч.) конф. (Санкт-Петербург, 3–4 апреля 2013 г.) СПб.: СВИВТ, 2013. С. 50–57.

10. Дукаревич М. З., Яньшин П. В. Рисунок несуществующего животного // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции / ред. А. И. Зеличенко, И. М. Карлинская, С. Р. Пантилеев, А. Г. Шмелев, Е. В. Эйдман. М.: МГУ, 1990. С. 54–73.

11. Габидулина С. Э. К обоснованию методики «Рисунок несуществующего животного» // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1986. № 4. С. 56–57.

12. Акимова М. К., Алехина Т. Н., Таратута Ж. В. Психометрическая квалификация проективной методики «Несуществующее животное» // Психологическая диагностика. 2004. № 4. С. 47–57.

13. Яньшин П. В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. СПб.: Питер, 2004. 336 с.

14. Богданова Н. Е., Соловьев А. Г., Сидоров П. И. Психодиагностические возможности проективного теста «Несуществующее животное» в наркологической практике // Наркология. 2007. Т. 6. № 7. С. 58–62.

15. Музыченко Г. Ф. Проективная методика «Несуществующее животное». СПб.: Речь. 2013. 556 с.

16. Высоков И. Е. Математические методы в психологии. Люберцы: Юрайт, 2016. 386 c.

17. Маховер К. Проективный рисунок человека. М.: Смысл, 1996. 158 с.

18. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М.: ВАЛДОС-Пресс, 2003. 160 с.

19. Gardner R. A. The parental alienation syndrome: A guide for mental health and legal professionals. Cresskill, NJ: Creative Therapeutics, 1992. 152 p.

20. Poustie C., Matthewson M., Balmer S. The forgotten parent: The targeted parent perspective of parental alienation // Journal of Family Issues. 2018. Vol. 39. № 12. P. 3298–3323. DOI: 10.1177/0192513X18777867

21. Baker A. J. L., Darnell D. Behaviors and strategies employed in parental alienation // Journal of Divorce and Remarriage. 2006. Vol. 45. № 1-2. P. 97–124. DOI: 10.1300/J087v45n01_06

22. Кruk E. Parental alienation as a form of emotional child abuse: Current state of knowledge and future directions for research // Family Science Review. 2018. Vol. 22. № 4. P. 141–164.

23. Buchanan C., Maccoby E. E., Dornbusch S. M. Caught between parents: Adolescents' experience in divorced homes // Child Development. 1991. Vol. 62. № 5. P. 1008–1029.

24. Clawar S. S., Rivlin B. V. Children held hostage: Identifying brainwashed children, presenting a case, and crafting solutions. Chicago, IL: American Bar Association, 2013. 560 р.

25. Базыма Б. А. Цвет и психика. Харьков: ХГАК, 2001. 203 с.


Для цитирования:


Адмакина Т.А. Проективные показатели эмоциональной дестабилизации у детей в практике психолого-педагогической экспертизы. Вестник Кемеровского государственного университета. 2021;23(1):105-112. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-1-105-112

For citation:


Admakina Т.A. Projective Indicators of Emotional Destabilization in Children in the Practice of Psychological and Pedagogical Expertise. Bulletin of Kemerovo State University. 2021;23(1):105-112. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-1-105-112

Просмотров: 79


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)