Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Оценка психометрических характеристик методики СОРБЦ, предназначенной для изучения ценностных ориентаций

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-4-1028-1039

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы, связанные с повышением надежности методик, предназначенных для исследования ценностных ориентаций личности. Показано, что несмотря на востребованность изучения ценностной сферы в связи с решением различных прикладных задач, используемый для этого методический арсенал нуждается в качественном совершенствовании. Цель – определение психометрических характеристик опросника «Субъективная оценка реализуемости базовых ценностей» (СОРБЦ). В исследовании использовались методики СОРБЦ и Портретный опросник ценностей, пересмотренный Ш. Шварцем (PVQ-R). Статистическая обработка данных проводилась с применением факторного, корреляционного анализа, анализа надежности, критерия Колмогорова-Смирнова, U-критерия Манна-Уитни. На основе анализа результатов, полученных на выборке 1415 респондентов в возрасте 17–29 лет, уточнена факторная структура методики, которая представлена четырьмя шкалами. Оценены характеристики надежности внутренней согласованности измерительных шкал, выполнена проверка их конструктной валидности, определены описательные статистики для основных показателей методики. Приведены данные, свидетельствующие о чувствительности опросника к выявлению различий по показателям ценностных ориентаций в группах мужчин и женщин. Показано, что по своим психометрическим характеристикам методика СОРБЦ является достаточно надежным измерительным средством, что позволяет расширить возможности ее использования в прикладных исследованиях, связанных с изучением ценностных ориентаций молодежи в возрастной группе 17–29 лет.

Об авторах

И. А. Филенко
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия
г. Томск


И. В. Атаманова
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия
г. Томск


С. А. Богомаз
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия
г. Томск


Список литературы

1. Клочко B. Е. Закономерности движения психологического познания: проблема ценностей и смысла в призме трансспективного анализа // Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / отв. ред. В. В. Знаков, Г. В. Залевский. М.: ИП РАН, 2008. С. 41–61.

2. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск: ТГУ, 2005. 174 с.

3. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. 264 с.

4. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 3-е изд., доп. М.: Смысл, 2007. 510 с.

5. Яницкий М. С. Система ценностных ориентаций личности и социальных общностей: структурно-динамическая модель и ее применение в психологических исследованиях и психологической практике // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22. № 1. С. 194–206. DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-1-194-206

6. Серый А. В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. 270 с.

7. Каширский Д. В. Субъективные ценности современной молодежи. Барнаул: Изд-во ААЭП, 2012. 224 с.

8. Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М.: ИП РАН, 2006. 334 с.

9. Олпорт Г. Личность в психологии. М.: КСП+, 1998. 345 с.

10. Rokeach M. The nature of human values. N. Y.: Free Press, 1973. 438 p.

11. Hofstede G., Hofstede G. J., Minkov M. Cultures and organizations: Software of the mind. 3rd ed. N. Y.: McGraw-Hill, 2010. 561 p.

12. Schwartz S. H. Basic individual values: sources and consequences // Handbook of value / eds. D. Sander, T. Brosch. Oxford, UK: Oxford University Press, 2015. Р. 63–84. DOI: 10.1093/acprof:oso/9780198716600.003.0004

13. Inglehart R., Welzel C. Modernization, cultural change, and democracy: the human development sequence. Cambridge: Cambridge University Press, 2005. 344 p.

14. Guo Q., Liu Z., Li X., Qiao X. Indulgence and long term orientation influence prosocial behavior at National level // Front. Psychol. 2018. Vol. 9. Art. 1798. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.01798

15. Iyengar S. S., Lepper M. R. Rethinking the value of choice: a cultural perspective on intrinsic motivation // Journal of Personality and Social Psychology. 1999. Vol. 76. № 3. Р. 349–366. DOI: 10.1037//0022-3514.76.3.349

16. Hu X., Leung F. K. S., Teng Y. The influence of culture on students’ mathematics achievement across 51 countries // International Journal of Science and Mathematics Education. 2018. Vol. 16. Suppl 1. Р. 7–24.

17. Gunkel M., Schlaegel C., Taras V. Cultural values, emotional intelligence, and conflict handling styles: a global study // Journal of World Business. 2016. Vol. 51. № 4. Р. 568–585. DOI: 10.1016/j.jwb.2016.02.001

18. Sheldon K. M., Krieger L. Does law school undermine law students? Examining changes in goals, values, and wellbeing // Behavioral Sciences & the Law. 2004. Vol. 22. № 2. Р. 261–286. DOI: 10.1002/bsl.582

19. Kim S., McLean G. N. The impact of national culture on informal learning in the workplace // Adult Education Quarterly. 2014. Vol. 64. № 1. Р. 39–59. DOI: 10.1177/0741713613504125

20. Leach-Lуpez M. A., Jack E. P. Hofstede’s values – LOC: Job satisfaction effect in USA, Mexico, Korea, Hong Kong // Journal of International Business & Cultural Studies. 2014. Vol. 8. Режим доступа: http://www.aabri.com/manuscripts/121237.pdf (дата обращения: 10.06.2020).

21. Bergmuller S. The relationship between cultural individualism–collectivism and student aggression across 62 countries // Aggressive behavior. 2013. Vol. 39. № 3. Р. 182–200. DOI: 10.1002/ab.21472

22. Ismail M., Lu H. S. Cultural values and career goals of the millennial generation: an integrated conceptual framework // The Journal of International Management Studies. 2014. Vol. 9. № 1. Р. 38–49.

23. Nitu B. G., Rajaram G., Kar S. Emotional intelligence and psychic distance: impact on the internationalization decisions of SMEs // IOSR Journal of Business and Management (IOSR-JBM). 2016. Vol. 18. № 11. P. 13–24. DOI: 10.9790/487X-1811071324

24. Binder C. C. Redistribution and the Individualism–Collectivism dimension of culture // Social Indicators Research. 2019. Vol. 142. № 3. Р. 1175–1192. DOI: 10.1007/s11205-018-1964-6

25. Алексеева О. С., Ржанова И. Е. Ценности и их связь с базовыми чертами личности // Психологические исследования. 2019. Т. 12. № 63. Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2019v12n63/1677-alekseeva63.html (дата обращения: 09.06.2020).

26. Бабенко А. Н. Дуализм ценностных оснований правового поведения личности // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2016. Т. 16. № 2. С. 13–18. DOI: 10.14529/law160202

27. Галажинский Э. В. Проблема уровней самореализации человека: ценностно-смысловой контекст // Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / отв. ред. В. В. Знаков, Г. В. Залевский. М.: ИП РАН, С. 123–147.

28. Каширский Д. В. Субъективные ценности подростков с делинквентным поведением // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 32. Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n32/910-kashirsky32.html (дата обращения: 10.06.2020).

29. Латова Н. В. Производственная культура рабочих современной России как элемент их человеческого капитала (этнометрический анализ на основе концепции Г. Хофстеда) // Мир России. Социология. Этнология. 2017. Т. 26. № 3. C. 36–63. DOI: 10.17323/1811-038X-2017-26-3-36-63

30. Назаров Н. В. Ценностный потенциал интерактивного взаимодействия студентов // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 2. С. 243–247.

31. Петровичев В. М. Процесс профессиональной адаптации молодых специалистов как объект научного исследования // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2012. № 1-1. С. 43–52.

32. Пряжников Н. С., Молчанов С. В., Кирсанов К. А. Морально-ценностные основания процесса профессионального самоопределения в подростковом возрасте // Психологические исследования. 2018. Т. 11. № 62. Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n62/1643-pryaznikov62.html (дата обращения: 09.06.2020).

33. Татарко А. Н. Ценности россиян и интегральная угроза в межэтнических отношениях // Вопросы психологии. 2018. № 4. С. 110–120.

34. Тихомандрицкая О. А., Малышева Н. Г., Шаехов З. Д., Кабальнов Н. А. Роль личностных ценностей в психологическом благополучии современных старшеклассников // Психологические исследования. 2019. Т. 12. № 63. Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2019v12n63/1675-tikhomandritskaya63.html (дата обращения: 09.06.2020).

35. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.

36. Яремчук С. В. Субъективное благополучие как компонент ценностно-смысловой сферы личности // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 5. С. 85–95.

37. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е изд., междунар. СПб.: Питер, 2001. 686 с.

38. Rokeach M. Beliefs, attitudes, and values: a theory of organization and change. San Francisco: Jossey-Bass, 1968. 214 p.

39. Hofstede G., Hofstede G. J., Minkov M., Vinken H. Values Survey Module 2008 Manual. 2008. Режим доступа: https://nanopdf.com/download/v-s-m-94-geert-hofstede_pdf (дата обращения: 09.06.2020).

40. Шварц Ш., Бутенко Т. П., Седова Д. С., Липатова А. С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 2. С. 43–70.

41. Сопов В. Ф., Карпушина Л. В. Морфологический тест жизненных ценностей: руководство по применению. Самара: Изд-во СамИКП – СНЦ РАН, 2002. 56 с.

42. Бубнова С. С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности // Методы психологической диагностики / отв. ред. А. Н. Воронин. М.: ИП РАН, 1994. Вып. 2. С. 144–157.

43. Капцов А. В., Карпушина Л. В. Тест личностных ценностей: Руководство по применению. 3-е изд., доп. Самара: ИПК «Содружество», 2010. 40 с.

44. Мотков О. И. Методика изучения внешних и внутренних ценностей личности // Журнал Психологического общества им. Л. С. Выготского. 2009. № 1. С. 81–92.

45. Сенин И. Г. Опросник терминальных ценностей. Ярославль: Психодиагностика; Содействие, 1991. 20 с.

46. Affum-Osei E., Aboagye M. O., Antwi C. O., Asante E. A. Validating the Auckland Individualism–Collectivism Scale (AICS): testing factor structure and measurement invariance in Hong Kong and Ghanaian samples // Psychological Studies. 2019. Vol. 64. № 2. Р. 187–199. DOI: 10.1007/s12646-019-00494-2

47. Blodgett J. G., Bakir A., Rose G. M. A test of the validity of Hofstede’s cultural framework // Journal of Consumer Marketing. 2008. Vol. 25. № 6. Р. 339–349. DOI: 10.1108/07363760810902477

48. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 72 с.

49. Богомаз С. А., Мацута В. В. Cубъективная оценка реализуемости базисных ценностей в городской среде // Сибирский психологический журнал. 2012. № 46. C. 67–75.

50. Богомаз С. А., Атаманова И. В. Анализ ценностей современной молодежи в контексте психологической системы деятельности // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности / отв. ред. В. В. Знаков, А. Л. Журавлев. М.: ИП РАН, 2018. С. 431–438.

51. Капцов А. В., Колесникова Е. И. Методические аспекты использования психометрических тестов в дипломном проектировании // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2011. № 1. С. 168–181.

52. Stöber J., Dette D. E., Musch J. Comparing continuous and dichotomous scoring of the balanced inventory of desirable responding // Journal of Personality Assessment. 2002. Vol. 78. № 2. P. 370–389. DOI: 10.1207/S15327752JPA7802_10


Для цитирования:


Филенко И.А., Атаманова И.В., Богомаз С.А. Оценка психометрических характеристик методики СОРБЦ, предназначенной для изучения ценностных ориентаций. Вестник Кемеровского государственного университета. 2020;22(4):1028-1039. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-4-1028-1039

For citation:


Filenko I.A., Atamanova I.V., Bogomaz S.A. Examining the Psychometric Characteristics of the Subjective Evaluation of Basic Values Realizability (SEBVR) Technique Designed for Value Orientation Studies. Bulletin of Kemerovo State University. 2020;22(4):1028-1039. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-4-1028-1039

Просмотров: 139


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)