Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Особенности структуры толерантности студентов вуза первого курса обучения

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-4-1008-1017

Полный текст:

Аннотация

Настоящая статья посвящена исследованию видов и компонентов толерантности у студентов-первокурсников в контексте поликультуризации учебного процесса вузов. Толерантность рассматривается как личностное качество, являющееся основой взаимопонимания и выступающее одним из факторов благополучия личности учащихся. Цель эмпирического исследования – выявить структуру толерантности и ее специфику у первокурсников вуза различных направлений обучения. Выборку составили 91 человек в возрасте 18–21 года (33 % – мужского, 67 % – женского пола). В качестве методов первичного сбора данных использовались экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г. У. Солдатовой, О. А. Кравцовой, О. Е. Хухлаева, Л. А. Шайгеровой; «Опросник коммуникативной толерантности» В. В. Бойко; опросник «Индекс гомофобии» В. В. Хадсона и В. А. Рикетса; «Виды и компоненты толерантности – интолерантности» Г. Л. Бардиер (ВИКТИ); метод незаконченных предложений (по теме толерантность). При помощи методов корреляционного анализа Пирсона, t-критерия Стьюдента для независимых выборок и контент-анализа данных было выявлено, что независимо от профессиональной направленности обучения самый высокий показатель в структуре толерантности демонстрирует межличностный компонент. Выявлены особенности внутренней структуры толерантности первокурсников различных направлений обучения. Определена специфика понимания толерантности студентами гуманитарного профиля. Результаты исследования могут быть использованы при составлении программ адаптации студентов к поликультурной среде вуза.

Об авторах

А. Е. Савельева
Кемеровский государственный университет
Россия
г. Кемерово


Н. Р. Хакимова
Кемеровский государственный университет
Россия
г. Кемерово


Список литературы

1. Ковалева А. И., Луков В. А. Социология молодежи: теоретические вопросы. М.: Социум, 1999. 351 с.

2. Воробьев С. М., Авдеев Е. А. Представления молодёжи о межнациональных отношениях в поликультурной среде регионов России // Социологическая наука и социальная практика. 2020. Т. 8. № 1. С. 106–119. DOI: 10.19181/snsp.2020.8.1.7098

3. Пономарев П. А., Летун М. В., Пономарева А. П. Формирование толерантной личности в условиях вуза // Молодой ученый. 2016. № 29. С. 629–633.

4. Логвинова О. К., Егорова У. Г., Бердиева А. Ш. Особенности коммуникативной толерантности студентов разной профессиональной направленности // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 1. C. 286–289.

5. Гусейнова Э. М. Основные подходы к изучению понятия толерантности в отечественной и зарубежной науке // Молодой ученый. 2014. № 21. С. 626–629.

6. Задоенко А. Л. Динамика формирования толерантности будущих социальных работников в процессе высшего профессионального образования // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 2. C. 89–93.

7. Волков Н. Д. Этническая толерантность в структуре феномена толерантности // Социально-гуманитарные знания. 2011. № 5. С. 350–354.

8. Яницкий М. С. Формирование установок толерантного сознания в ходе обучения социальной работе // Фундаментальные исследования. 2005. № 1. С. 42–44.

9. Яницкий М. С., Серый А. В., Браун О. А. Динамика структуры идентичности личности в процессе профессионального обучения // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2018. № 1-1. С. 143–149.

10. Фельде В. Г. Соотношение понятий «Терпимость» и «Толерантность» // Омский научный вестник. 2012. № 4. С. 155–158.

11. Сумина Е. С. Дублетность в концептуальных исследованиях (на примере концептов «толерантность» и «терпимость») // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. 2013. Т. 10. № 2. С. 64–68.

12. Олпорт Г. У. Толерантная личность // Национальный психологический журнал. 2011. № 2. С. 155–159.

13. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. 480 с.

14. Куприенко Т. П. Проблема изучения феномена толерантности в отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследованиях // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 8. С. 203–206.

15. Waldzus S., Mummendey A., Wenzel M., Weber U. Towards tolerance: Representations of superordinate categories and perceived ingroup prototypicality // Journal of Experimental Social Psychology. 2003. Vol. 39. № 1. P. 31–47. DOI: 10.1016/S0022-1031(02)00507-3

16. Hjerm M., Eger M. A., Bohman A., Fors Connolly F. A new approach to the study of tolerance: conceptualizing and measuring acceptance, respect, and appreciation of difference // Social Indicators Research. 2020. Vol. 147. № 3. P. 897–919. DOI: 10.1007/s11205-019-02176-y

17. Witenberg R. T. More about tolerance justifications // Witenberg R. T. The psychology of tolerance: conception and development. Springer, 2019. P. 55–71. DOI: 10.1007/978-981-13-3789-5_6

18. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. 339 с.

19. Серебрякова Т. А. Проблема развития толерантности на базовых уровнях онтогенеза // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: сб. науч. ст. I Междунар. науч.-практ. конф. (Ярославль, 1–2 декабря 2011 г.) Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. С. 311–314.

20. Солдатова Г. У., Асмолов А. Г., Шайгерова Л. А. О смыслах понятия толерантность // Век толерантности. 2001. № 1-2. С. 8–19.

21. Солдатова С. Ю. Формирование толерантности среди подростков и молодёжи // Психология, социология и педагогика. 2017. № 8. Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2017/08/8359 (дата обращения: 08.08.2020).

22. Почебут Л. Г. Межкультурная коммуникативная компетентность: толерантность или ассертивность // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 27. № 2. С. 189–195.

23. Батурина О. С. Межличностная толерантность студенческой молодежи // Казанский педагогический журнал. 2008. № 9. С. 62–67.

24. Алексеева Е. В., Братченко С. Л. Терпимость образования к нетерпимости и проблема развития толерантности // Вестник Иркутского педуниверситета. 2004. № 5. С. 6–16.

25. Турдибаева М. У. Критерии, показатели и качества толерантной личности // Academy. 2019. № 2. С. 50–53.

26. Гриншпун И. Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности (к вопросу о толерантности как психическом явлении) // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика). М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002. С. 31–41.

27. Солдатова Г. У., Нестик Т. А., Шайгерова Л. А. Принципы формирования толерантности и управления рисками ксенофобии // Национальный психологический журнал. 2011. № 2. С. 60–79.

28. Домрачева С. А. Формирование толерантности педагога. Йошкар-Ола: Марийский гос. ун-т, 2015. 140 с.

29. Тагирова Р. А. Субъективное благополучие личности как детерминанта толерантной установки в условиях миграционной среды // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 12. С. 88–91. DOI: 10.24158/spp.2017.12.19

30. Белашева И. В. Толерантное поведение как критерий психологического здоровья личности // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 6. С. 243–245.

31. Солдатова Г. У., Кравцова О. А., Хухлаев О. Е., Шайгерова Л. А. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» // Психодиагностика толерантности личности / под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. М.: Смысл, 2008. С. 46–51.

32. Бойко В. В. Коммуникативная толерантность. СПб.: СПбМАПО, 1998. 24 с.

33. Hudson W. W., Ricketts W. A. A strategy for the measurement of homophobia // Journal of Homosexuality. 1980. № 5. Р. 356–371.

34. Бардиер Г. Л. Опросник ВИКТИ: Виды и компоненты толерантности – интолерантности // Бардиер Г. Л. Научные основы социальной психологии толерантности. СПб.: МИРС, 2007. С. 60–66.


Для цитирования:


Савельева А.Е., Хакимова Н.Р. Особенности структуры толерантности студентов вуза первого курса обучения. Вестник Кемеровского государственного университета. 2020;22(4):1008-1017. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-4-1008-1017

For citation:


Saveleva A.E., Khakimova N.R. Structure of Tolerance in First-Year University Students. Bulletin of Kemerovo State University. 2020;22(4):1008-1017. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-4-1008-1017

Просмотров: 94


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)