Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Особенности социальной адаптации ребенка в условиях проживания в детском доме

Полный текст:

Аннотация

Педагогическая работа с подростками в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая является одной из ступенек адаптации в обществе, должна начинаться и основываться с адаптации их к жизни в самом образовательном учреждении. Для разрешения проблем, связанных с социальной адаптацией подростков-воспитанников детских домов, специалистами разрабатываются программы по следующим направлениям социально-педагогической деятельности: развитие житейских навыков и умений; формирование общей положительной направленности личности ребенка; развитие навыков и способностей к различным видам трудовой деятельности; организация профессиональной подготовки подростков; воспитание и подготовка подростков к семейной жизни. С целью выявления особенностей социальной адаптации старших подростков, воспитывающихся в условиях детского дома, было проведено исследование на базе МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом № 2» г. Кемерово. Участие приняли 35 воспитанников старшего подросткового возраста (20 девочек и 15 мальчиков). Для подбора методов изучалась литература, где из представленных методик социальной компетентности и адаптации достаточной степенью надежности и валидности обладают следующие методы: «Шкала социально-психологической приспособленности», созданная К. Роджерсом и Р. Даймонд; «Шкала социальной компетентности», предложенная А. М. Прихожан, и на основе опросника, предложенного Р. В. Овчаровой, была разработана анкета «Адаптация». Полученные результаты исследования подтверждают положение о том, что при грамотно организованном специалистами психолого-педагогическом сопровождении, учитывающем возрастные особенности и условия детского дома, существует возможность повлиять на успешность социальной адаптации старших подростков в условиях учреждения.

Об авторах

Г. А. Неустроева
КемГИК
Россия


Т. И. Скрипникова
КемГИК
Россия


Список литературы

1. Астоянц М. С. Дети-сироты: анализ жизненных практик в условиях интернатного учреждения: опыт включенного наблюдения // Социологические исследования. 2006. № 3. С. 54–63.

2. Беляков В. В. Жизнеустройство детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Беспризорник. 2005. № 5. С. 2–10.

3. Дементьева И. Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. Серия «Семья и воспитание». М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. 48 с.

4. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. М.: Сфера, 2001. 480 с.

5. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. СПб. Питер, 2005. 400 с.

6. Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека. СПб.: Речь, 2006. 365 с.


Для цитирования:


Неустроева Г.А., Скрипникова Т.И. Особенности социальной адаптации ребенка в условиях проживания в детском доме. Вестник Кемеровского государственного университета. 2007;(3):53-57.

Просмотров: 14


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)