Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Функциональные особенности блоков мозга и преобладающие стратегии переработки информации в период взрослости

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-3-755-765

Полный текст:

Аннотация

До настоящего времени нормативные значения высших психических функций у взрослых людей отсутствовали. На основе нейропсихологического анализа функциональных возможностей трех блоков мозга и предпочтения стратегий переработки информации среди здоровых взрослых нами было выделено пять основных типов: 1 – с относительной слабостью функций динамического праксиса; 2 – с мягким дефицитом функций левого полушария; 3 – с относительной слабостью зрительно-пространственных функций; 4 – с мягким дефицитом I блока мозга, сопровождающимся общим ухудшением высших психических функций; 5 – без какого-либо функционального дефицита. Анализ значений нейропсихологических индексов показал, что в подгруппе 1 – самое низкое значение индекса функций III блока мозга на фоне высокого уровня переработки зрительной, слуховой и зрительно-пространственной информации. В подгруппе 2 снижен индекс, отражающий состояние функций левого полушария, проявляющееся в слабости аналитической стратегии переработки слуховой информации, вербально-перцептивных трудностях и незначительном снижении I блока мозга, то есть в снижении произвольной регуляции деятельности. В подгруппе 3 отмечается самое низкое значение индекса правополушарных функций на фоне дефицита правополушарных холистических стратегий переработки информации. Для испытуемых подгруппы 4 характерно снижение функциональных возможностей I блока, которое сопровождается ухудшением и всех остальных показателей, особенно связанных с переработкой слуховой и зрительно-пространственной информации, программирования и контроля. В самом благоприятном положении оказываются взрослые из подгруппы 5, все их показатели находятся на достаточно высоком уровне.

Об авторах

А. О. Кичеева
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
Россия
г. Абакан


О. Ю. Гребешкова
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
Россия
г. Абакан


Список литературы

1. Хомская Е. Д. Нейропсихология индивидуальных различий // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1996. № 2. С. 24–32.

2. Хомская Е. Д., Ефимова И. В., Будыка Е. В., Ениколопова Е. В. Нейропсихология индивидуальных различий. М.: Академия, 2011. 160 с.

3. Хомская Е. Д. Латеральная организация мозга как нейропсихологическая основа типологии нормы // I Междунар. конф. памяти А. Р. Лурия. (Москва, 24–26 сентября 1997 г.) М.: Изд-во РПО, 1998. С. 138–144.

4. Курганский А. В., Ахутина Т. В. Трудности в обучении и серийная организация движений у детей 6–7 лет // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1996. № 2. С. 58–66.

5. Манелис Н. Г. Закономерности нормального развития // Нейропсихология: хрестоматия / отв. ред. Е. Д. Хомская. 3-е изд. СПб.: Питер, 2010. С. 870–887.

6. Микадзе Ю. В. Нейропсихологический анализ формирования психических функций у детей // I Междунар. конф. памяти А. Р. Лурия. (Москва, 24–26 сентября 1997 г.) М.: Изд-во РПО, 1998. С. 225–231.

7. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста. СПб.: Питер, 2013. 285 с.

8. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Academia, 2002. 227 с.

9. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М.: Генезис, 2005. 319 с.

10. Фотекова Т. А. Развитие высших психических функций дошкольников // Фотекова Т. А. Роль факторов среды в формировании высших психических функций в дошкольном и младшем возрасте. Абакан: Бригантина, 2015. С. 33–44.

11. Фотекова Т. А. Развитие высших психических функций младших школьников // Фотекова Т. А. Роль факторов среды в формировании высших психических функций в дошкольном и младшем возрасте. Абакан: Бригантина, 2015. С. 44–61.

12. Кремень Е. Ф., Фотекова Т. А. Функции переработки зрительной и полимодальной информации у младших школьников с разной успешностью обучения // Психология и современный мир: мат-лы Всерос. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. (Архангельск, 25 апреля 2019 г.) Архангельск: ИД САФУ, 2019. С. 182–184.

13. Рощина И. Ф., Корсакова Н. К. Нормальное старение и особенности речевой сферы // Центральные механизмы речи: сб. мат-лов IX Всерос. (с Междунар. участием) науч. конф., посв. памяти проф. Н. Н. Трауготт. (Санкт-Петербург, 11–13 ноября 2019 г.) СПб.: Изд-во ВВМ, 2019. С. 73.

14. Корсакова Н. К., Прахт Н. Ю. Нейрокогнитивные изменения при нормальном физиологическом старении // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2001. № 4. С. 39–45.

15. Балашова Е. Ю. Нарушение пространственных функций при сосудистых и атрофических деменциях позднего возраста: дис. … канд. психол. наук. М., 1995. 231 с.

16. Голдберг Э. Парадокс мудрости: научное опровержение «старческого слабоумия»: революционный взгляд на мышление человека. М.: Поколение, 2007. 381 с.

17. Обухова О. Б. Межиндивидуальная вариативность в развитии когнитивных и индивидуально-личностных функций в зрелом и пожилом возрасте: дис. … канд. психол. наук. М., 2009. 181 с.

18. Reuter-Lorenz P. A. Aging and cognitive neuroimaging: A fertile union // Perspectives on Psychological Science. 2013. Vol. 8. № 1. P. 68–71. DOI: 10.1177/1745691612469023

19. Gage F. H. Brain, repair yourself // Scientific American. 2003. Vol. 289. № 3. P. 46–53. DOI: 10.1038/scientificamerican0903-46

20. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. 3-е изд., стер. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2008. 431 с.

21. Борисова Л. Н. Динамика интеллектуального развития взрослых и ее зависимость от уровня образования: дис. … канд. психол. наук. Л., 1990. 189 с.

22. Степанова Е. И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. СПб.: Алетейя, 2000. 286 с.

23. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2002. 264 с.

24. Schaie K. W. The Seattle longitudinal study: A twenty-one year exploration of psychometric intelligence in adulthood // Longitudinal studies of adult psychological development, ed. K. W. Schaie. N. Y.: Guilford Press, 1983. P. 64–135.

25. Stern Y., Scarmeas N., Habeck C. Imaging cognitive reserve // International Journal of Psychology. 2004. Vol. 39. № 1. P. 18–26. DOI: 10.1080/00207590344000259

26. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. 3-e междунар. изд. СПб.: Питер, 2002. 256 с.

27. Матвеева Е. Ю., Корнеев А. А., Ахутина Т. В. Развитие функций произвольной регуляции деятельности у детей 7–9 лет, успешных и испытывающих трудности в обучении (лонгитюдное исследование) // Когнитивная наука в Москве: новые исследования: мат-лы конф. (Москва, 16 июня 2015 г.) М.: Институт практической психологии и психоанализа, 2015. С. 301–305.

28. Ахутина Т. В., Матвеева Е. Ю., Романова А. А. Применение Луриевского принципа синдромного анализа в обработке данных нейропсихологического обследования детей с отклонениями в развитии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2012. № 2. С. 84–95.

29. Полонская Н. Н., Яблокова Л. В., Ахутина Т. В. Динамика функций программирования и контроля и ее связь с трудностями в обучении младших школьников // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1997. № 2. С. 42–51.

30. Шварц А. Ю., Обухова О. Б., Ахутина Т. В. Психогенетика и нейропсихология: анализ источников индивидуальных различий когнитивных функций в зрелом возрасте // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2009. № 3. C. 28–43.

31. Ахутина Т. В., Яблокова Л. В., Полонская Н. Н. Нейропсихологический анализ индивидуальных различий у детей: параметры оценки // Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий / под ред. Е. Д. Хомской, В. А. Москвина. Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2000. С. 137–152.

32. Кичеева А. О. Возрастные и половые особенности высших психических функций в ранней, средней и поздней взрослости: дис. … канд. психол. наук. Абакан, 2017. 253 с.


Для цитирования:


Кичеева А.О., Гребешкова О.Ю. Функциональные особенности блоков мозга и преобладающие стратегии переработки информации в период взрослости. Вестник Кемеровского государственного университета. 2020;22(3):755-765. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-3-755-765

For citation:


Kicheeva A.O., Grebeshkova O.Yu. Functional Features of the Brain Blocks and Prevailing Strategies of Information Processing in Adults. Bulletin of Kemerovo State University. 2020;22(3):755-765. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-3-755-765

Просмотров: 37


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)