Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Ценностные компоненты жизненных стратегий выпускников учреждений среднего профессионального образования

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-3-727-734

Полный текст:

Аннотация

Цель – изучить ценностные компоненты жизненных стратегий выпускников учреждений среднего профессионального образования. В качестве методов исследования использовались методика жизненных стратегий М. О. Мдивани и П. Б. Кодесс, методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, методика Р. Инглхарта, модифицированная М. С. Яницким, методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд. Проанализирована иерархия ценностей выпускников с разным уровнем социально-психологической адаптации. Критерием разделения на группы послужила методика К. Роджерса и Р. Даймонд в адаптации А. К. Осницкого. Выявлены общие и вариативные ценности в структуре жизненных стратегий выпускников. Для респондентов с высоким уровнем адаптации характерна целеустремленность, готовность брать на себя ответственность за принимаемые жизненные решения, сценарий будущего оптимистичен. Доминирующим ценностным типом является социализирующийся, ценностный компонент включает конкретные жизненные ценности и ценности профессиональной самореализации. Установлено, что выпускники со средним уровнем социально-психологической адаптации придерживаются конформистских ценностей. У этих студентов доминирующими ценностными типами являются социализирующийся и адаптирующийся. Для них характерна тревога и неуверенность в дальнейшем будущем, отсутствует готовность преодолевать трудности для достижения своих жизненных целей. В долгосрочной перспективе преимущество имеют ценности профессиональной самореализации. Сделан вывод, что следует акцентировать внимание на выпускниках с низким и средним уровнем адаптации, оказывать им психолого-педагогическую поддержку на этапе вхождения в самостоятельную жизнь.

Об авторах

М. А. Билан
Кемеровский государственный университет
Россия
г. Кемерово


Е. Н. Ермолаева
Кемеровский государственный университет
Россия
г. Кемерово


Список литературы

1. Власова Т. А. Адаптация студентов младших курсов к образовательному процессу вуза // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2015. № 1. С. 6–11.

2. Кремень Ф. М. Социально-психологические особенности профессиональных стратегий студентов высших и средних профессиональных заведений // Личность в пространстве и времени. 2018. № 7. С. 62–71.

3. Лодкина Е. В., Толпыгина Е. А., Горбань И. Г. Психологическое содержание жизненных стратегий студенческой молодежи // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2012. № 1. С. 86–94.

4. Чередниченко Г. А. Положение на рынке труда выпускников системы высшего и среднего профессионального образования // Вопросы образования. 2020. № 1. С. 256–282. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-1-256-282

5. Харитонова Е. В. К проблеме адаптации выпускника школы к обучению в системе СПО // Вопросы педагогики. 2019. № 11-2. С. 270–274.

6. Симаева И. Н. Психология адаптации субъекта к изменениям жизнедеятельности. Калининград: Изд-во Балтийского федерального ун-та им. И. Канта, 2019. 265 с.

7. Серый А. В., Яницкий М. С. Смысловые аспекты переживания кризиса социальной идентичности при вынужденной смене жизненной ситуации // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 43. Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n43/1192-seryi43.html (дата обращения: 25.03.2020).

8. Дементий Л. И., Купченко В. Е. Жизненные стратегии. Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2010. 189 с.

9. Кормакова В. Н. Жизненные стратегии в системе профессионального самоопределения личности // Наука. Искусство. Культура. 2016. № 1. С. 154–161.

10. Медведев А. М. Особенности формирования жизненной стратегии современной молодежи // Мир современной науки. 2011. № 4. С. 70–73.

11. Ляхова М. А. Психологические составляющие жизненной стратегии личности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2010. № 3. С. 83–90.

12. Акулич М. М., Пить В. В. Жизненные стратегии современной молодежи // Вестник Тюменского государственного университета. 2011. № 8. С. 34–43.

13. Синягин Ю. В., Переверзина О. Ю., Яковлева Ю. А., Полякова А. В. Основные подходы к исследованию жизненных стратегий личности // Акмеология. 2010. № 1. С. 27–35.

14. Мдивани М. О., Кодесс П. Б. Методика исследования жизненных стратегий личности // Вопросы психологии. 2006. № 4. С. 146–150.

15. Яницкий М. С., Серый А. В., Иванов М. С., Утюганов А. А., Хакимова Н. Р. Постнеклассическая педагогическая психология: ценностно-смысловой тренд. Кемерово: КРИРПО, 2017. 202 с.

16. Осницкий А. К. Определение характеристик социальной адаптации // Психология и школа. 2004. № 1. С. 43–56.

17. Лисаускене М. В. Молодые сибиряки: жизненные ценности и модели поведения «поколения Z» (опыт исследований молодежи Иркутской области в 1991, 2013, 2018 гг.) // Siberian Socium. 2019. Т. 3. № 1. С. 46–60. DOI: 10.21684/2587-8484-2019-3-1-46-60

18. Журавлева Н. А. Ценностные ориентации молодежи в условиях макросоциальных преобразований // Духовнонравственные проблемы современной личности / отв. ред. М. И. Воловикова, А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. М.: ИП РАН, 2018. С. 299–321.

19. Яницкий М. С. Система ценностных ориентаций личности и социальных общностей: структурно-динамическая модель и ее применение в психологических исследованиях и психологической практике // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22. № 1. С. 194–206. DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-1-194-206

20. Яницкий М. С., Серый А. В. Развитие системы ценностно-смысловых ориентаций личности в профессиональной деятельности специалистов деонтологического статуса // Личность и профессиональная деятельность / под ред. Л. Г. Дикой, Т. Х. Невструевой. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. Т. 1. С. 147–159.

21. Базарова Д. Р. Исследование ценностного компонента образа мира молодежи: модифицированный тест Р. Инглхарта – М. С. Яницкого // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. № 5. С. 3–7.

22. Браун О. А., Аркузин М. Г., Аршинова Е. В., Билан М. А. Динамические характеристики системы идентичности студентовпсихологов в процессе обучения // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2019. Т. 30. С. 15–29. DOI: 10.26516/2304-1226.2019.30.15

23. Рассохина И. Ю., Аршинова Е. В., Билан М. А., Горбатова М. М. Карьерные планы в профессиональном становлении молодежи // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 4. С. 223–229.

24. Корниенко А. В. Представления о жизненной успешности студенческой молодежи // Мир педагогики и психологии. 2018. № 9. С. 104–111.

25. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.


Для цитирования:


Билан М.А., Ермолаева Е.Н. Ценностные компоненты жизненных стратегий выпускников учреждений среднего профессионального образования. Вестник Кемеровского государственного университета. 2020;22(3):727-734. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-3-727-734

For citation:


Bilan M.A., Ermolaeva E.N. Value Components of Life Strategies in Graduates of Vocational Postsecondary Institutions. Bulletin of Kemerovo State University. 2020;22(3):727-734. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-3-727-734

Просмотров: 91


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)