Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Трансформация пространственно-временных и ценностно-смысловых составляющих образа мира в процессе обучения в вузе

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-3-714-726

Полный текст:

Аннотация

В исследовании осуществлена верификация структурно-содержательной модели хронотопических характеристик образа мира студентов вуза, включающей субъективные пространственно-временные и ценностно-смысловые компоненты. На основании результатов эмпирического исследования, в котором приняло участие 450 студентов очной формы обучения из 10 городов Российской Федерации, дано феноменологическое описание образа мира студентов вузов, раскрыты особенности трансформации его пространственно-временных и ценностно-смысловых составляющих в процессе обучения. Показано, что студенты вузов обнаруживают в целом невысокий уровень развития и недостаточно прогрессивную динамику субъективных хронотопических характеристик образа мира, особенно проявляющуюся на этапе обучения в магистратуре: отсутствие поступательной динамики при формировании профессиональной, гражданской и мировоззренческой идентичности; отсутствие смысловой связанности между прошлым, настоящим и будущим; низкий общий уровень осмысленности жизни и ее отдельных временных локусов; нарастание проявлений ценностной дезориентации, увеличение значимости низших материалистических ценностей. На основании полученных результатов сделан вывод о необходимости разработки и внедрения системы психолого-педагогической поддержки эффективного становления целостной системы хронотопических характеристик образа мира обучающихся. В данном контексте определены приоритетные направления психолого-педагогического сопровождения становления хронотопических характеристик образа мира студентов вуза: целенаправленное обеспечение условий эффективного становления идентичности, временной перспективы и системы ценностно-смысловых ориентаций личности обучающихся.

Об авторах

Р. О. Балабащук
Кемеровский государственный университет
Россия
г. Кемерово


М. С. Яницкий
Кемеровский государственный университет
Россия
г. Кемерово


А. В. Серый
Кемеровский государственный университет
Россия
г. Кемерово


О. А. Браун
Кемеровский государственный университет
Россия
г. Кемерово


О. В. Маслова
Российский университет дружбы народов
Россия
г. Москва


А. В. Микляева
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия
г. Санкт-Петербург


В. В. Терещенко
Смоленский государственный университет
Россия
г. Смоленск


И. А. Филенко
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия
г. Томск


Р. Д. Санжаева
Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова
Россия
г. Улан-Удэ


С. Б. Дагбаева
Забайкальский государственный университет
Россия
г. Чита


Ю. Ю. Неяскина
Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга
Россия
г. Петропавловск-Камчатский


Р. В. Кадыров
Тихоокеанский государственный медицинский университет
Россия
г. Владивосток


Список литературы

1. Левада Ю. А. Поколения ХХ века: возможности исследования // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2001. № 5. С. 7–14.

2. Серкин В. П. Пять определений понятия и схема образа мира // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2006. № 1. С. 11–19.

3. Смирнов С. Д. Мир образов и образ мира // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 1981. № 2. С. 15–29.

4. Клочко В. Е., Краснорядцева О. М., Хван Н. В. Индивидуально-психологические характеристики двух типов хронотопической организации жизненного мира человека // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 3-3. С. 148–154.

5. Серкин В. П. Взаимосвязь образа мира и образа жизни // Мир психологии. 2009. № 4. С. 109–119.

6. Некрасова Е. В. Хронотоп и хронотопические характеристики человека как психологической системы // Ползуновский вестник. 2003. № 3-4. С. 203–210.

7. Некрасова Е. В. Пространственно-временная организация жизненного мира человека: дис. ... д-ра психол. наук. Барнаул, 2005. 344 с.

8. Толстых Н. Н. Хронотоп: культура и онтогенез. Смоленск-М.: Универсум, 2010. 312 с.

9. Логинова И. О. Хронотопические характеристики жизненного самоосуществления человека // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 7-2. С. 98–103.

10. Зинченко В. П. Ценности в структуре сознания // Вопросы философии. 2011. № 8. С. 85–97.

11. Медведев А. М., Мартиросян К. В., Хачатрян А. Ю. Хронотоп субъективной реальности как базовый концепт в исследовании этнического самосознания. Часть 1 // Мир науки. 2017. Т. 5. № 4. Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/47PSMN417.pdf (дата обращения: 07.06.2020).

12. Яницкий М. С., Серый А. В., Балабащук Р. О. Хронотопические характеристики образа мира студентов вузов // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании: мат-лы II Междунар. науч.-практ. конф. (СанктПетербург, 9–10 октября 2019 г.) СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. Вып. 2. С. 851–859.

13. Михальский А. В. Хронотоп в жизненном пути личности: будущее через призму пространства и времени // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 10-5. С. 71–74. DOI: 10.18454/IRJ.2015.41.128

14. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Психологическое и социально-психологическое пространство личности и группы: понимание, виды и тенденции исследования // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 4. С. 45–56.

15. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М., Смысл, 2004. 608 с.

16. Утюганов А. А. Система ценностно-смысловых ориентаций курсантов вузов национальной гвардии: феноменология и психолого-педагогические детерминанты формирования: дис. … д-ра психол. наук. Кемерово, 2019. 401 с.

17. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность как психолого-педагогическая проблема вузовской подготовки психологов-практиков // Актуальные проблемы психологического знания. 2009. № 4. С. 49–58.

18. Ковдра А. С. Психологические особенности временной перспективы студентов вуза // Гуманизация образования. 2012. № 2. С. 30–35.

19. Проконич О. А. Ценностно-смысловые предикторы сбалансированной временной перспективы личности студентов вуза в период обучения: дис. ... канд. психол. наук. Кемерово. 2016. 251 с.

20. Яницкий М. С., Серый А. В., Браун О. А., Пелех Ю. В., Маслова О. В., Сокольская М. В., Санжаева Р. Д., Монсонова А. Р., Дагбаева С. Б., Неяскина Ю. Ю., Кадыров Р. В., Капустина Т. В. Идентичность как динамическая иерархическая система: социальный и культурный контекст формирования // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 2. С. 131–140. DOI: 10.21603/2078-8975-2018-2-131-140

21. Нестик Т. А. Отношение к времени в малых группах и организациях. М.: ИП РАН, 2011. 293 с.

22. Вассерман Л. И., Трифонова Е. А., Червинская К. Р. Семантический дифференциал времени: экспертная психодиагностическая система в медицинской психологии. СПб.: НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2009. 43 с.

23. Яницкий М. С., Серый А. В. Диагностика уровня развития ценностно-смысловой сферы личности. Новокузнецк: МАОУ ИПК, 2010. 102 с.

24. Лубский А. В. Российская идентичность: методологические проблемы интердисциплинарных научных исследований // Сборник научных трудов SWorld. 2013. Т. 25. № 2. С. 68–75.

25. Яницкий М. С., Серый А. В., Браун О. А., Пелех Ю. В., Маслова О. В., Сокольская М. В., Санжаева Р. Д., Монсонова А. Р., Дагбаева С. Б., Неяскина Ю. Ю., Кадыров Р. В., Капустина Т. В. Система ценностных ориентаций «Поколения Z»: социальные, культурные и демографические детерминанты // Сибирский психологический журнал. 2019. № 72. С. 46–67. DOI: 10.17223/17267080/72/3

26. Утюганов А. А. Формирование гражданско-патриотических ценностей и их смысловых детерминант у курсантов военного вуза. Новосибирск: НВИ войск национальной гвардии, 2015. 159 с.


Для цитирования:


Балабащук Р.О., Яницкий М.С., Серый А.В., Браун О.А., Маслова О.В., Микляева А.В., Терещенко В.В., Филенко И.А., Санжаева Р.Д., Дагбаева С.Б., Неяскина Ю.Ю., Кадыров Р.В. Трансформация пространственно-временных и ценностно-смысловых составляющих образа мира в процессе обучения в вузе. Вестник Кемеровского государственного университета. 2020;22(3):714-726. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-3-714-726

For citation:


Balabashchuk R.O., Yanitskiy M.S., Seryy A.V., Braun O.A., Maslova O.V., Miklyaeva A.V., Tereshchenko V.V., Filenko I.A., Sanzhayeva R.D., Dagbaeva S.B., Neyaskina Yu.Yu., Kadyrov R.V. Transformation of Space-Temporal and Value-Semantic Components of the Image of the World during the University Studies. Bulletin of Kemerovo State University. 2020;22(3):714-726. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-3-714-726

Просмотров: 74


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)