Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

К интерпретации сюжета изображения на кондинской бляхе

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-3-607-617

Полный текст:

Аннотация

Анализируется оригинальная композиция в медальоне бляхи IX–X вв. с реки Конда. Особое внимание уделяется деталям изображения, которые по-разному характеризуются исследователями. Автором выявлена специфическая зональность декора одежды женского персонажа, в котором, в частности, использованы мотивы чешуи и точки, довольно широко применявшиеся при воспроизведении волосяного покрова животных в иконографии изображений на предметах торевтики и глазурованных керамических изделиях. В целом приведенные в статье аналогии демонстрируют параллелизм в орнаментации человеческой одежды, волосяного покрова животных и птичьего оперенья. Установленное соответствие зональности и мотивов декора женского платья элементам и структуре стилизованного оперенья орнитоморфных существ в восточной торевтике позволило заключить, что одежда, которую мужской персонаж пытается совлечь с женщины, символизирует «птичье» одеяние. Содержание сюжета изображения на кондинской бляхе истолковано автором исходя из существовавшего в литературе и фольклоре средневекового Востока мотива завладения птичьей одеждой – предусловия брака с пери. Сделано предположение, что популярный в вербальном творчестве образ пери был достаточно распространен и в творчестве визуальном, в частности в раннеисламском искусстве.

Об авторе

Л. Н. Ермоленко
Кемеровский государственный университет
Россия
г. Кемерово


Список литературы

1. Бауло А. В. Без лица: серебряная бляха с восточных склонов Урала // Археология, этнография и антропология Евразии. 2013. № 4. С. 123–128.

2. Крамаровский М. Г. Новое в иконографии урало-сибирского серебра IX–X веков // Археология, этнография и антропология Евразии. 2013. № 4. С. 129–133.

3. Ермоленко Л. Н. К вопросу о сюжете изображения на кондинской бляхе // V Северный археологический конгресс. (Ханты-Мансийск, 11–14 декабря 2019 г.) Екатеринбург-Ханты-Мансийск: Альфа-принт, 2019. С. 369–371.

4. Маршак Б. И. История восточной торевтики III–XIII вв. и проблемы культурной преемственности. СПб.: Академия исследования культуры, 2017. 736 с.

5. Пугаченкова Г. А. Шедевры Средней Азии. Ташкент: Изд-во л-ры и иск-ва им. Гафура Гуляма, 1986. 220 с.

6. Тревер К. В., Луконин В. Г. Сасанидское серебро. М.: Искусство, 1987. 256 с.

7. Вишневская Н. Ю. Доисламские корни композиции на иранской глазурованной чаше XI–XII вв. // От палеолита до средневековья / отв. ред. В. Л. Егоров. М.: Ист. фак. МГУ, 2011. С. 126–129.

8. Шишкина Г. В. Глазурованная керамика Согда (вторая половина VIII – начало XIII в.). Ташкент: Фан, 1979. 163 с.

9. Достиев Т. М. Поливная керамика средневекового города Шамкир // Поливная керамика Средиземноморья и Причерноморья X–XVIII вв. / под ред. С. Г. Бочарова, В. Франсуа, А. Г. Ситдикова. Казань: Б. и.; Кишинев: Stratum plus, 2017. Т. 2. С. 639–674.

10. Wilkinson C. Nishapur: pottery of early Islamic period. N. Y.: The Metropolitan Museum of Art, 1973. 374 p.

11. Художественная культура Центральной Азии и Азербайджана IX–XV вв. Т. III. Торевтика / научн. ред. К. Байпаков, Ш. Пидаев, А. Хакимов. Самарканд: МИЦАИ; Ташкент: SMI-ASIA, 2012. 296 с.

12. Флёрова В. Е. Образы и сюжеты мифологии Хазарии. М.: Мосты культуры, 2001. 159 с.

13. Лисова Н. Ф. Орнамент глазурованной посуды золотоордынских городов Нижнего Поволжья. Казань: Институт истории АН РТ, 2012. 184 с.

14. Watson O. Ceramics from Islamic Lands. London: Thames & Hudson, 2004. 512 p.

15. Башарин П. Главные школы исламской книжной живописи. Как смотреть миниатюры разных эпох и понимать их скрытый смысл // Arzamas. Режим доступа: https://arzamas.academy/materials/1628 (дата обращения: 15.06.2020).

16. Stern E. J. The Paphos glazed wares: distribution and consumption in the Latin Kingdom of Jerusalem // Cypriot Medieval Ceramics. Reconsiderations and New Perspectives, eds. Papanikola-Bakirtzi D., Coureas N. Nicosia: The Cyprus Research Centre and the A. G. Leventis Foundation, 2014. P. 61–76.

17. Крамаровский М. Г. Византийская и сельджукская керамика сграффито с темой вина и веселья конца XII – первой половины XIV в. (по материалам Крыма и Черноморского побережья Болгарии) // Античная древность и средние века. Екатеринбург: Урал. гос. ун-т, 2000. Вып. 31. С. 233–250.

18. Арутюнян Ю. И. Интерпретация восточных влияний в византийской керамике IX–XV вв. // Вестник СанктПетербургского государственного института культуры. 2019. № 2. С. 146–150. DOI: 10.30725/2619-0303-2019-2-146-150

19. Маршак Б. И. Искусство Согда. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2009. 63 с.

20. Сокровища Приобья / ред. Б. Маршак, М. Крамаровский. СПб.: Формика, 1996. 227 с.

21. Башарин П. В. «Сакральные войны» в рамках мусульманской демонологии // Pax Islamica. 2009. № 2. С. 45–62.

22. Фирдоуси. Шахнаме. М.: Ладомир-Наука, 1993. Т. 1. 675 с.

23. Фирдоуси. Шахнаме. М.: Ладомир-Наука, 1994. Т. 2. 643 с.

24. Фирдоуси. Шахнаме. М.: Ладомир-Наука, 1994. Т. 3. 591 с.

25. Березкин Ю. Е., Дувакин Е. Н. Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам. Аналитический каталог. Режим доступа: http://ruthenia.ru/folklore/berezkin/ (дата обращения: 21.06.2020).

26. Шефер Э. Золотые персики Самарканда. М.: Наука, 1981. 608 с.

27. Книга моего деда Коркута. Огузский героический эпос / пер. акад. В. В. Бартольда; изд. подгот. В. М. Жирмунский, А. Н. Кононов. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1962. 299 с.


Для цитирования:


Ермоленко Л.Н. К интерпретации сюжета изображения на кондинской бляхе. Вестник Кемеровского государственного университета. 2020;22(3):607-617. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-3-607-617

For citation:


Ermolenko L.N. Interpreting the Image on the Konda Plaque. Bulletin of Kemerovo State University. 2020;22(3):607-617. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-3-607-617

Просмотров: 87


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)