Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Новые религиозные объединения: признаки, классификации и причины

Полный текст:

Аннотация

В статье рассмотрены основные, общие и отличительные признаки современных нетрадиционных религиозных объединений, появившихся в последние 30–40 лет и характеризующиеся явственной либо имплицитной экстремистичностью. Последняя обусловлена как внешними факторами – неблагоприятным давлением нормализованной религиозной среды, преследованиями со стороны традиционных конфессий, так и, в большей степени, внутренними факторами собственного развития – конфронтацией как способом самоидентификации и самоутверждения. Выделены общие признаки. 1. Большинство современных «религиозных проектов» носит явно выраженный личностно-авторский характер. Вызревание предпосылок религиозного бума второй половины XX в. происходило в так называемой «богоискательской» среде религиозно и мистически настроенной интеллигенции, где религиогенез носил эзотерический и экзотический характер причудливых малочисленных и безобидных «кружков по интересам». 2. Использование одинаковых социальных техник. 3. Достижение контроля осуществляется в общем смысле через разрушение имеющейся «социально-естественной» личности и привитие новой, уже религиозной идентичности в новой среде обитания. Также выделены причины современного кризиса традиционных религий: отсутствие живых форм актуальной религиозной коммуникации с Богом; распыление идентичности.

Об авторе

Владимир Иванович Красиков
КемГУ
Россия


Список литературы

1. Сафронов, А. Г. Религиозная мобильность. - http://www.countries.ru/Iibrarv/religio/relmob.htm.

2. Вандерхилл, Э. Мистики XX века. Энциклопедия. - М.: Локид, 2000. - 518 с.

3. Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России. Морфологический анализ. Раздел 1. Теоретические проблемы исследования нетрадиционных религий. http://www.philosophv.ru/iphras/librarv/bal/02.html Разд. 1.

4. Крамер Дж., Олстед Д. Маски авторитарности: очерки о гуру. - М.: Прогресс- Традиция, 2002. -408 с.

5. Макдауэлл, Дж., Стюарт Д. Обманщики. М.: Протестант, 1993. - 224 с.

6. Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера: справочник / Миссионерский отдел Московского Патриархата Русской православной церкви // Информационно-аналитический вестник № 1. изд. 3-е, доп. - Белгород, 2002. - 446 с.

7. Неокульты: «новые религии века»? Минск: Четыре четверти, 2000. - 240 с.

8. Бергсон А. Два источника морали и религии. М.: Канон, 1994. - 384 с.

9. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Политической литература, 1991. - 527 с.

10. Сейид К. Будущее принадлежит исламу. - М.: Сантлада, 1993.

11. Луман, Н. Общество как социальная система. Логос, 2004. - 232 с.

12. Коллинз Р. Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002. 1281 с.


Для цитирования:


Красиков В.И. Новые религиозные объединения: признаки, классификации и причины. Вестник Кемеровского государственного университета. 2007;(2):109-114.

Просмотров: 17


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)