Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

«Божественная комедия» Данте: движение во времени

Полный текст:

Аннотация

В настоящей статье рассмотрена позиция, которую занял в отношении «Божественной комедии» И. Г. Гердер. Способом обобщения, моделирования универсума, генерализацией конкретного содержания в «Божественной комедии» является множество приведенных Данте примеров (exempla) «трагедии» и «комедии» души, рассказы о судьбах героев и, конечно же, история духовного «странствия» Данте-героя, постигающего науку спасения души. Научные установки И. Г. Гердера таковы, что вся мировая, хорошая, настоящая литература была для него единым «текстом» – «живой историей народа». Учёный отстаивал распространённую ныне идею универсального «механизма» творчества: художник, стихотворец и ваятель, руководствуясь прирождённым (и в той или иной степени присущим всем людям) эстетическим чувством (сходным больше всего со зрением, но дополненным другими возможностями восприятия и опытом), в состоянии особого восторга «неизбежным образом... воссоздаёт лишь то, что заслуживает изображения». В сфере идей и понятий, запечатлённых в «языке» Данте, движется мысль И. Г. Гердера, точно так же как в тексты его собственных сочинений «вплетаются» библейские мотивы. Христианскую идею любви к ближнему он толкует в духе автора «Божественной комедии»: Иисус призывал не столько к состраданию обездоленным и разуверившимся в общественной морали, сколько к укреплению, исцелению «бодрого» по своей природе духа, к обретению человеческого достоинства путём осознания собственной приверженности добру, появившейся в порядке свободного волеизъявления.

Об авторе

Наталья Васильевна Лесогор
КемГУ
Россия


Список литературы

1. Ауэрбах Э. Мимезис: изображение действительности в западноевропейской литературе. М., 1976.

2. Ауэрбах Э. Данте - поэт земного мира. М., 2004.

3. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989.

4. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

5. Бахтин М. М. Эпос и роман // Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

6. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1987.

7. Гадамер Х.-Г. Герменевтика и деконструкция. СПб., 1999.

8. Гердер И. Г. Избранные сочинения. М.; Л., 1959.

9. Гуревич А. Я. «Божественная комедия» до Данте // Проблемы средневековой народной культуры. - М., 1981.

10. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982.

11. Лотман Ю. М. Лекции по структуральной поэтике // Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. - М., 1994.

12. Лотман Ю. М. Структура художественного текста // Об искусстве. - СПб., 1998.

13. Михайлов, Н. Н. Теория художественного текста. - М., 2006.

14. Санктис Де Ф. История итальянской литературы. В 2 т. - М., 1963. - Т. 1.

15. Тюпа В. И. Литература как род деятельности: теория художественного дискурса // Теория литературы: учеб. пособие. В 2-х т: / В. И. Тюпа, Н. Д. Тамарченг ., С. Н. Бройтман. - М., 2004 - Т. 1.

16. Шталь И. В. Художественный мир гомеровского эпоса. - М., 1983.


Для цитирования:


Лесогор Н.В. «Божественная комедия» Данте: движение во времени. Вестник Кемеровского государственного университета. 2007;(2):98-103.

Просмотров: 32


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)