Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО МОЛОДЕЖНОГО ДИСКУРСА КАК ЭКСПЛИКАТОР КОЛЛЕКТИВНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2015-4-245-249

Полный текст:

Аннотация

В статье анализируется тематическое пространство молодёжного дискурса печатного издания. Современный «взрыв» интереса к носителю языка определяет актуальность изучения типа коллективного языкового субъекта (социокультурной группы) как категоризующего основания характера дискурса. При дискурсивном анализе формой проявления языковой личности признается совокупность произведенных ею текстов с учетом социальных, психологических, культурных факторов. Исходя из положения о том, что в фокус коммуникативной ситуации попадают значимые для индивидуума, социальной группы темы, текстотемы молодёжного дискурса рассматриваются нами как эксплицирующие ценностные приоритеты участников молодёжного общения – коллективной языковой личности. Субъектом молодёжного дискурса является личность переходного возраста во всей совокупности своих стихийных чувств и мыслей, парадоксальности представлений о мироустройстве, в постижении сути бытия обнаруживающая склонность к мистериям, в речевой деятельности тяготеющая к вербальной обрядовости, сложной семиотике. Систематизирующими признаками дискурсивного портрета коллективной языковой личности являются: возрастные и социально-культурные признаки участников коммуникации; цель и способы общения; функции общения; базовые ценности, выявленные в системе текстотем, основополагающих идей; избираемые языковые средства, подчинённые мироощущению говорящего.

Об авторе

М. Г. Чабаненко
Кемеровский государственный университет
Россия
Чабаненко Марина Геннадьевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка


Список литературы

1. Бялэк Э. Язык молодёжной тусовки: вкусы и тенденции // Мода в языке и коммуникации: сб. статей. М., 2014. С. 236 – 257.

2. Иванцова Е. В. Исследование типологических черт диалектной языковой личности // Языковая личность: моделирование, типология, портретирование (сибирская лингвоперсонология): коллективная монография / под ред. Н. Д. Голева, Н. Н. Шпильной. М.: ЛЕНАНД, 2014. С. 308 – 347.

3. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004. 390 с.

4. Комисарова Л. М. Аспектуальная типология и диагностика языковой личности // Лингвоперсонология: Типы языковых личностей и личностно-ориентированное обучение. Барнаул; Кемерово, 2006. С. 88 – 101.

5. Лебедева Н. Б. К построению жанровой типологии (на материале естественной письменной речи) // Естественная письменная русская речь: исследовательский и образовательный аспекты. Барнаул: АлтГУ, 2003. Ч. II. Теория и практика современной письменной речи: материалы конференции. С. 91 – 100.

6. Чабаненко М. Г. Молодёжный дискурс как реализация типовой и индивидуальной языковой личности: автореф. дис. … канд. филол. наук. Кемерово, 2007. 22 с.

7. Чернышова Т. В. Тексты СМИ в зеркале языкового сознания адресата. Барнаул: АлтГУ, 2005. 293 с.

8. Чернышова Т. В. Языковая личность в медиакоммуникации: коллективное и индивидуальное // Языковая личность: моделирование, типология, портретирование (сибирская лингвоперсонология): коллективная монография / под ред. Н. Д. Голева, Н. Н. Шпильной. М.: ЛЕНАНД, 2014. С. 372 – 384.


Для цитирования:


Чабаненко М.Г. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО МОЛОДЕЖНОГО ДИСКУРСА КАК ЭКСПЛИКАТОР КОЛЛЕКТИВНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2015;4(4):245-249. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2015-4-245-249

For citation:


Chabanenko M.G. THEMATIC AREA OF YOUTH DISCOURSE AS COLLECTIVE LINGUISTIC IDENTITY EXPLICATION. Bulletin of Kemerovo State University. 2015;4(4):245-249. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2015-4-245-249

Просмотров: 130


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)