Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Категориальная структура образа представителя своей этнической группы у современных русских студентов

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-2-463-470

Полный текст:

Аннотация

Современные студенты сталкиваются с проблемами адаптации не только к новой учебной среде, но и к межкультурному формату обучения. Такие проблемы могут быть связаны как со спецификой категоризации студентами членов других этнических групп, так и с их самокатегоризацией: тем, как они представляют члена своей же этнической группы. Цель – определить категориальную структуру образа представителя своего этноса у русских студентов, которая зависит от преобладающего у них типа этнической идентичности. Методология исследования базируется на системном подходе к анализу личности, теории восприятия Дж. С. Брунера, психосемантическом подходе В. Ф. Петренко, типологии этнической идентичности Г. У. Солдатовой. В качестве методов исследования выступили экспертный опрос, субъективное шкалирование и опросник «Типы этнической идентичности» Г. У. Солдатовой и С. В. Рыжовой. Категориальная структура образа члена русской этнической группы представлена в виде факторных моделей – структур категорий, описывающих представителя русской национальности. Факторные модели выделены по основанию преобладающего типа этнической идентичности респондентов. В результате анализа четырех факторных моделей обнаружено, что молодежь с выраженной гиперидентичностью представляет членов своей этнической группы с более позитивной стороны, делая акцент на сильных и волевых качествах. Молодежь с нормальной этноидентичностью отмечает и достоинства, и недостатки представителей своего этноса. У группы студентов с выраженной этнической индифферентностью категории отрицательного полюса имеют больший вес по сравнению с категориями позитивного полюса. Студенты с выраженной гипоидентичностью видят членов своей этнической группы сугубо в негативном аспекте. Был сделан вывод о потенциальной обусловленности поведенческих паттернов в ситуации межэтнического взаимодействия содержанием категориальной структуры образа представителя своей этнической группы. Определены возможные способы формирования позитивной этнической идентичности, что определяет адекватное отношение к представителям своей и чужой этнической группы.

Об авторах

С. А. Романова
Алтайский государственный университет
Россия

София А. Романова

г. Барнаул



О. С. Гурова
Алтайский государственный университет
Россия

Ольга С. Гурова

г. Барнаул



Список литературы

1. Жоган Е. В., Павлинова И. В. Особенности и культура межнационального общения студентов Рыбницкого филиала Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2017. № 9. С. 132–135.

2. Калачинская Е. В. Толерантность студентов регионального вуза: оценка состояния и методы развития // Образование и наука. 2015. № 5. С. 72–86. DOI: 10.17853/1994-5639-2015-5-72-86

3. Сафронова Ж. С., Степанова Т. В. Социально-психологические особенности межнационального восприятия молодежи в условиях современного многонационального общества // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. 2013. № 3. С. 170–178.

4. Филипченко С. Н., Матвеева А. А. Особенности воспитания культуры межнациональных отношений иностранных студентов университета // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 27. № 4. С. 496–502.

5. Anderson J. R. The adaptive nature of human categorization // Psychological Review. 1991. Vol. 98. № 3. P. 409–429. DOI: 10.1037/0033-295X.98.3.409

6. Брунер Дж. С. Психология познания: За пределами непосредств. информации / пер. с англ. К. И. Бабицкого; под общ. ред. А. Р. Лурии. М.: Прогресс, 1977. 412 с.

7. Петренко В. Ф. Многомерное сознание: психосемантическая парадигма. М.: Новый хронограф, 2010. 437 с.

8. Деан С. Сознание и мозг: как мозг кодирует мысли / пер. с англ. И. Ющенко. М.: Карьера Пресс, 2018. 415 с.

9. Deng W. S., Sloutsky V. M. Selective attention, diffused attention, and the development of categorization // Cogn. Psychol. 2016. Vol. 91. P. 24–62. DOI: 10.1016/j.cogpsych.2016.09.002

10. Бовина И. Б. Теория социальных представлений: история и современное развитие // Социологический журнал. 2010. № 3. С. 5–20.

11. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 1. С. 3–18.

12. Abric J.-C. Central system, peripheral system: their functions and roles in the dynamics of social representations // Papers on social representations. 1993. Vol. 2. № 2. P. 75–78.

13. Емельянова Т. П. Социальные представления: история, теория и эмпирические исследования. М.: ИП РАН, 2016. 475 с.

14. Tajfel H., Turner J. C. The social identity theory of intergroup behavior // Key readings in social psychology. Political psychology: Key readings / eds. J. T. Jost, J. Sidanius. N. Y.: Psychology Press, 2004. P. 276–293. DOI: 10.4324/9780203505984-16

15. Ишмуллина Г. И. Основные подходы к изучению понятия «этническое самосознание» в исследованиях башкирских ученых // Доклады Башкирского университета. 2017. Т. 2. № 1. С. 124–127.

16. Kang S. K., Bodenhausen G. V. Multiple identities in social perception and interaction: challenges and opportunities // Annual Review Psychology. 2015. Vol. 66. № 1. P. 547–574. DOI: 10.1146/annurev-psych-010814-015025

17. Sønderlund A. L., Morton T. A., Ryan M. K. Multiple group membership and well-being: is there always strength in numbers? // Front. Psychol. 2017. Vol. 8. DOI: 10.3389/fpsyg.2017.01038

18. Moore-Berg S. L., Karpinski A. An intersectional approach to understanding how race and social class affect intergroup processes // Social and Personality Psychology Compass. 2018. Vol. 13. № 1. DOI: 10.1111/spc3.12426

19. Lei R. F., Bodenhausen G. V. Racial assumptions color the mental representation of social class // Front. Psychol. 2017. Vol. 8. DOI: 10.3389/fpsyg.2017.00519

20. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости / отв. ред. А. Г. Асмолов. М.: Смысл, 2000. 72 с.

21. Тучина О. Р. Самопонимание этнокультурной идентичности в условиях диаспоры (на материале исследования армянской молодежи Кубани) // Russian Journal of Education and Psychology. 2013. № 9. DOI: 10.12731/2218-7405-2013-9-93

22. Тучина О. Р. Самопонимание этнокультурной идентичности в разных условиях бытия этнической группы // Теория и практика общественного развития. 2015. № 8. C. 256–259.

23. Марин Е. Б. Образы представителей России и США у российской молодежи // Вестник Кемеровского государственного университета. 2019. Т. 21. № 1. С. 101–111. DOI: 10.21603/2078-8975-2019-21-1-101-111

24. Сидорова Т. Н. Психологические особенности этноконфессиональной идентичности саха – якутов // Психолог. 2019. № 6. С. 1–10. DOI: 10.25136/2409-8701.2019.6.31672

25. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. 389 с.

26. Deaux K. Ethnic / racial identity: fuzzy categories and shifting positions // The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science. 2018. Vol. 677. № 1. P. 39–47. DOI: 10.1177/0002716218754834


Для цитирования:


Романова С.А., Гурова О.С. Категориальная структура образа представителя своей этнической группы у современных русских студентов. Вестник Кемеровского государственного университета. 2020;22(2):463-470. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-2-463-470

For citation:


Romanova S.A., Gurova O.S. Categorial Image Structure of Their Ethnic Community Member in Modern Russian Students. Bulletin of Kemerovo State University. 2020;22(2):463-470. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-2-463-470

Просмотров: 111


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)