Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Исследование готовности к обучению в школе детей в билингвальной среде

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-2-455-462

Полный текст:

Аннотация

Исследуется развитие интеллектуальных способностей и произвольной сферы в контексте готовности к обучению в школе у детей, посещающих билингвальный детский сад. Авторы обращают внимание на то, что двуязычие рассматривается как средство когнитивного и коммуникативного развития детей. В связи с этим важной становится оценка когнитивного развития при диагностике психологической готовности к школе. Представлены результаты исследования готовности к обучению в школе дошкольников из билингвальных и русскоговорящих групп дошкольного учреждения. С использованием двух блоков методик, направленных на измерение уровня интеллектуальной готовности и уровня произвольной сферы, установлено, что дошкольники билингвальной группы имеют более высокий уровень произвольного внимания и структурного мышления по сравнению с дошкольниками русскоязычной группы. Дети из билингвальной группы более качественно перерабатывают зрительную информацию, чем дети русскоязычной группы. Проанализированы значимые связи разных аспектов психического развития дошкольников. Проведенное исследование показало, что результаты диагностических методик хорошо соотносятся друг с другом и позволяют оценить вклад развития памяти и произвольного внимания в успешность выполнения заданий, направленных на изучение мыслительных операций.

Об авторах

Е. В. Куфтяк
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Елена В. Куфтяк

г. Москва



Л. М. Ханухова
Образовательное частное учреждение «Школа Сотрудничества»
Россия

Лариса М. Ханухова

г. Москва



Е. В. Пойманова
Образовательное частное учреждение «Школа Сотрудничества»
Россия

Елена В. Пойманова

г. Москва



Список литературы

1. Безруких М. М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу; 4-е изд., перераб. М.: Академия, 2000. 245 с.

2. Венгер Л. А., Венгер А. Л., Марцинковская Т. д. Готов ли ваш ребенок к школе? М.: Знание, 1994. 189 с.

3. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М.: ВЛАДОС, 2001. 256 c.

4. Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Взаимосвязь обучения и развития: проблемы и перспективы // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16. № 1. С. 4–12. DOI:10.17759/chp.2020160101

5. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием // Психологическая наука и образование. 2010. Т. 15. № 3. С. 106–115.

6. Эльконин Д. Б. Психология игры; 2-е изд. М.: ВЛАДОС, 1999. 359 с.

7. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития. 15-е изд., стер. М.: Академия, 2015. 655 с.

8. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991. 150 с.

9. Венгер А. Л. Схема индивидуального обследования детей школьного возраста: для психологов-консультантов. М.: МГУ, 1989. 96 с.

10. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М.: Перспектива, 2018. 224 с.

11. Лубовский Д. В. Школьная готовность детей: виды и соотношение с длительностью подготовки к школе // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 3. С. 43–51. DOI: 10.17759/pse.2019240304

12. Ясюкова Л. А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. СПб.: Иматон, 2002. 184 c.

13. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Детская психология. М.: Юрайт, 2019. 446 с.

14. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. 277 с.

15. Урбанская М. В. Образовательная среда как фактор формирования готовности ребенка к обучению в условиях предшкольного образования: дис. … канд. пед. наук. СПб., 2010. 211 с.

16. Куфтяк Е. В., Ханухова Л. М., Пойманова Е. В. Билингвизм у детей: влияние на когнитивно-коммуникативное развитие и инструменты измерения // Современное дошкольное образование. 2019. № 2. С. 30–39. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10042

17. Schwartz M., Moin V., Leikin M. Lexical knowledge development in the first and second languages among language-minority children: the role of bilingual versus monolingual preschool education // International Journal of Bilingual Education and Bilingualism. 2012. Vol. 15. № 5. P. 549–571. DOI: 10.1080/13670050.2011.650332

18. Tavil Z. M., İşİsağ K. U. Parents' attitudes towards bilingual kindergartens // Ekev Academic Review. 2008. Vol. 12. № 36. P. 313–326.

19. Genesee F. H. Early childhood bilingualism: perils and possibilities // Journal of Applied Research on Learning. 2009. Vol. 2. № S. P. 1–21.

20. Simonton D. K. Bilingualism and creativity // An introduction to bilingualism: principles and processes / eds. J. Altarriba, R. R. Heredia. Mahwah: Lawrence Erlbaum, 2008. P. 147–166.

21. Bialystok E. Consequences of bilingualism for cognitive development // Handbook of bilingualism: Psycholinguistic approach / eds. J. F. Kroll, A. M. B. de Groot. Oxford: Oxford University Press, 2005. P. 417–432.

22. Ricciardelli L. A. Bilingualism and cognitive development in relation to threshold theory // Journal of Psycholinguistic Research. 1992. Vol. 21. № 4. P. 301–316. DOI: 10.1007/BF01067515

23. Bialystok E. Cognitive complexity and attentional control in the bilingual mind // Child Development. 1999. Vol. 70. № 3. P. 636–644. DOI: 10.1111/1467-8624.00046

24. Adesope O. O., Lavin T., Thompson T., Ungerleider C. A systematic review and meta-analysis of the cognitive correlates of bilingualism // Review of Educational Research. 2010. Vol. 80. № 2. P. 207–245. DOI: 10.3102/0034654310368803

25. Duncan S. E., De Avila E. A. Bilingualism and cognition: some recent findings // NABE Journal. 1979. Vol. 4. № 1. P. 15–50. DOI: 10.1080/08855072.1979.10668370

26. Bialystok E. Bilingualism: the good, the bad, and the indifferent // Bilingualism: Language and Cognition. 2009. Vol. 12. № 1. P. 3–11. DOI: 10.1017/S1366728908003477

27. Diamond A., Carlson S. M., Beck D. M. Preschool children's performance in task switching on the dimensional change card sort task: separating the dimensions, aids the ability to switch // Developmental Neuropsychology. 2005. Vol. 28. № 2. P. 689–729. DOI: 10.1207/s15326942dn2802_7

28. Kloo D., Perner J. Disentangling dimensions in the dimensional change card-sorting task // Developmental Science. 2005. Vol. 8. № 1. P. 44–56. DOI: 10.1111/j.1467-7687.2005.00392.x

29. Carlson S. M., Meltzoff A. N. Bilingual experience and executive functioning in young children // Developmental Science. 2008. Vol. 11. № 2. P. 282–298. DOI: 10.1111/j.1467-7687.2008.00675.x

30. Kharkhurin A. V. The effect of linguistic proficiency, age of second language acquisition, and length of exposure to a new cultural environment on bilinguals' divergent thinking // Bilingualism: Language and Cognition. 2008. Vol. 11. № 2. P. 225–243. DOI: 10.1017/S1366728908003398

31. MacNamara J. Bilingualism and primary education. Edinburgh: Edinburgh University Press, 1966. 173 p.

32. Gonzalez V. Profiles of cognitive developmental performance in gifted children: effect of bilingualism, monolingualism, and socioeconomic status factors // Journal of Hispanic Higher Education. 2006. Vol. 5. № 2. P. 142–170. DOI: 10.1177/1538192705285467

33. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика углубленной психологической диагностики: от раннего до подросткового возраста. М.: АРКТИ, 2016. 557 с.

34. Глозман Ж. М., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика детей школьного возраста; 2-е изд., перераб. и доп. М.: Научно-исследовательский Центр детской нейропсихологии им. А. Р. Лурия, 2018. 177 с.

35. Солсо Р. Л. Когнитивная психология / пер. с англ. С. Комарова; 6-е изд. СПб.: Питер, 2006. 588 с.


Для цитирования:


Куфтяк Е.В., Ханухова Л.М., Пойманова Е.В. Исследование готовности к обучению в школе детей в билингвальной среде. Вестник Кемеровского государственного университета. 2020;22(2):455-462. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-2-455-462

For citation:


Kuftyak E.V., Khanukhova L.M., Poimanova E.V. Bilingual Children and School-Readiness. Bulletin of Kemerovo State University. 2020;22(2):455-462. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-2-455-462

Просмотров: 69


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)