Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Коммуникативные и личностные контексты потенциала креативного лидерства у студентов гуманитарных и естественнонаучных направлений образования

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-2-426-436

Полный текст:

Аннотация

Статья продолжает цикл работ, направленных на создание факторной модели потенциала креативного лидерства. Рассматривается влияние направления образовательной подготовки и гендера студентов на характеристики потенциала креативного лидерства. Предпринимается попытка на основании выявленных особенностей определить группы переменных, характеризующие потенциал креативного лидерства. Исследование выполнено в русле холодинамической и транскоммуникативной парадигмы. Для определения характеристик потенциала креативного лидерства использовались: 1) метод моделирования коммуникативных миров; 2) метод психосемантического графа; 3) методика Креативный тип личности по Майерс-Бриггс; 4) шкалограммный профиль коммуникабельности; 5) метод анализа социальных сетей. В исследовании приняли участие 189 человек: 101 студент гуманитарных специальностей и 88 студентов естественнонаучных специальностей. Полученные результаты показали специфичность креативных личностных характеристик и параметров коммуникативного мира студентов гуманитарных и естественнонаучных направлений подготовки. Специфика изучаемых компонент гендерных особенностей студентов оказалась несущественной для будущих исследований. Обнаружено, что студенты гуманитарных направлений, с одной стороны, более оригинальны, с другой – более конформны, склонны находить оригинальные негативные моменты в позитивных темах и проблемах. Студенты естественнонаучных направлений ориентированы на работу с конкретной информацией и фактами, более склонны взвешивать различные альтернативы и работать через планирование.

Об авторах

В. И. Кабрин
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия

Валерий И. Кабрин

г. Томск



В. С. Выскочков
Национальный исследовательский Томский государственный университет; Сибирский государственный медицинский университет
Россия

Владимир С. Выскочков

г. Томск



И. О. Прудовиков
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия

Игорь О. Прудовиков

г. Томск



О. Р. Полякова
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия

Ольга Р. Полякова

г. Томск



Список литературы

1. Ефимов В. С. Вызовы будущего: высшая школа России в ситуации постиндустриального перехода // Вестник НГУЭУ. 2012. № 3. С. 40–57.

2. Кабрин В. И., Галажинский Э. В. Психологические перспективы потенциализации креативного лидерства трансфессионала в университетском образовании // Новые психологические контексты становления личности в меняющемся мире / под. ред. Э. В. Галажинского, В. И. Кабрина. Томск: Изд. Дом Том. гос. ун-та, 2017. С. 11–68.

3. Джексон М. С. Системное мышление: Творческий холизм для менеджеров / науч. ред. и пер. с англ. Ф. П. Тарасенко. Томск: Изд. Дом Том. гос. ун-та, 2016. 404 с.

4. Barnett R. The ecological university: A feasible utopia. London: Routledge, 2017. 214 p.

5. Колесникова И. А. Трансдисциплинарная стратегия исследования непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2014. № 4. С. 14–36. DOI: 10.15393/j5.art.2014.2642

6. Alves C. A. Answers from the holistic transdisciplinary paradigm to the contemporary challenges in education: the subject awakening and integration among sciences, tradition, wisdom and experiences // Open Access Library Journal. 2016. Vol. 3. DOI: 10.4236/oalib.1102497

7. Ткачева Н. А., Фокина А. Б. Трансфессионализм и профессиональный потенциал молодежи // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 2. № 9. С. 185–186.

8. Petriglieri G., Petriglieri J. L. Can business schools humanize leadership? //Academy of Management Learning and Education. 2015. Vol. 14. № 4. P. 625–647. DOI: 10.5465/amle.2014.0201

9. Carmeli A., Gelbard R., Reiter-Palmon R. Leadership, creative problem-solving capacity, and creative performance: The importance of knowledge sharing // Human Resource Management. 2013. Vol. 52. № 1. P. 95–121. DOI: 10.1002/hrm.21514

10. Ibbotson P., Darsø L. Directing creativity: the art and craft of creative leadership // Journal of Management & Organization. 2008. Vol. 14. № 5. P. 548–559. DOI: 10.1017/S1833367200003035

11. Кабрин В. И. Креативное лидерство: транскультуральная перспектива // Сибирский психологический журнал. 2015. № 58. С. 121–135. DOI: 10.17223/17267080/58/9

12. Rickards T., Moger S. Creative leadership processes in project team development: an alternative to Tuckman's stage model // British Journal of Management. 2000. Vol. 11. № 4. P. 273–283. DOI: 10.1111/1467-8551.00173

13. Sternberg R. J., Kaufman J. C., Pretz J. E. A propulsion model of creative leadership // Creativity and Innovation Management. 2004. Vol. 13. № 3. P. 145–153. DOI: 10.1111/j.0963-1690.2004.00304.x

14. Manz C. C., Sims H. P. SuperLeadership: beyond the myth of heroic leadership // Organizational Dynamics. 1991. Vol. 19. № 4. P. 18–35. DOI: 10.1016/0090-2616(91)90051-A

15. Prysor D., Henley A. Boundary spanning in higher education leadership: identifying boundaries and practices in a British university // Studies in Higher Education. 2018. Vol. 43. № 12. P. 2210–2225.

16. Галажинский Э. В., Кабрин В. И. Перспектива развития творческой личности трансфессионала в условиях смены научно-образовательной парадигмы университета // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 447. С. 207–214. DOI: 10.17223/15617793/447/25

17. Alizamar A., Afdal A., Ifdil I., Syahputra Y. Exploration of students' creativity based on demography // International Journal of Innovation, Creativity and Change. 2019. Vol. 5. № 1. P. 50–65.

18. Мальцев В. П., Шибкова Д. З. Особенности образной и вербальной креативности студентов с учетом гендерной принадлежности // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». 2009. № 39. С. 45–47.

19. Chang H.-Y., Lin H.-C., Wu T.-T., Huang Y.-M. The influence of interactive art of visual music on the creativity of science and engineering students // IEEE Global Engineering Education Conference (EDUCON) (Dubai, April 8–11, 2019). Dubai, 2019. P. 1087–1092. DOI: 10.1109/EDUCON.2019.8725233

20. Kapoor H. Sex differences and similarities in negative creativity // Personality and Individual Differences. 2019. Vol. 142. P. 238–241. DOI: 10.1016/j.paid.2018.04.043

21. Abraham A., Thybusch K., Pieritz K., Hermann C. Gender differences in creative thinking: behavioral and fMRI findings // Brain Imaging and Behavior. 2014. Vol. 8. P. 39–51. DOI: 10.1007/s11682-013-9241-4

22. Ермакова Е. С. Социальная креативность студентов различных направлений профессиональной подготовки // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. 2019. № 2. C. 87–100.

23. Борисова Е. В. Сравнительный анализ общительности студентов гуманитарного и технического профилей на этапе адаптации в вузе // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 2. C. 217–226.

24. Кабрин В. И. Коммуникативный мир и транскоммуникативный потенциал жизни личности: теория, методы, исследования. М.: Смысл, 2005. 247 c.

25. Голдстайн Д., Крегер О. Творческая личность: как использовать сильные стороны своего характера для развития креативности / пер. с англ. С. Кировой. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 402 c.

26. Computational social network analysis / eds. A. Abraham, A.-E. Hassanien, V. Snasel. London: Springer-Verlag, 2010. 485 p. DOI: 10.1007/978-1-84882-229-0

27. Брабандер Л. д. Забытая сторона перемен: как творческий подход изменяет реальность / пер. К. Майер, А. Орешкиной. М.: Претекст, 2006, 203 с.


Для цитирования:


Кабрин В.И., Выскочков В.С., Прудовиков И.О., Полякова О.Р. Коммуникативные и личностные контексты потенциала креативного лидерства у студентов гуманитарных и естественнонаучных направлений образования. Вестник Кемеровского государственного университета. 2020;22(2):426-436. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-2-426-436

For citation:


Kabrin V.I., Vyskochkov V.S., Prudovikov I.O., Polyakova O.R. Personal and Communicative Contexts of the Creative Leadership Potential in Students of Humanities and Science. Bulletin of Kemerovo State University. 2020;22(2):426-436. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-2-426-436

Просмотров: 61


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)