Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Роль саморегуляции в процессе развития психологической компетентности студентов-психологов

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-2-418-425

Аннотация

Представлены результаты исследования проблемы соотношения психологической компетентности и саморегуляции будущих специалистов. Проведен анализ теоретических подходов к данной проблеме в отечественной и зарубежной психологии, показано, что психологическая компетентность предполагает наличие сформированных психологических знаний, коммуникативных умений и навыков, а также развитой системы саморегуляции, позволяющей осуществлять эффективное управление своим поведением в ситуациях профессионального взаимодействия. Описаны результаты эмпирического исследования, проводившегося среди студентов-психологов. Выявлены особенности коммуникативной компетентности студентов и таких регулятивных качеств, как саморегуляция, самоконтроль и самоэффективность. Установлены статистически значимые взаимосвязи между уровнем сформированности коммуникативной компетентности и особенностями регулятивных качеств студентов. В результате кластерного анализа выделены три группы студентов с различным уровнем сформированности коммуникативной компетентности и регулятивных качеств. Сделаны выводы, что регулятивные и коммуникативные компоненты психологической компетентности тесно взаимосвязаны между собой. Саморегуляция, самоконтроль, самоэффективность и коммуникативные умения студентов-психологов являются инструментальной основой для развития психологической компетентности. Сформированная саморегуляция помогает студентам понимать и контролировать свои поведенческие реакции и осуществлять осознанное и целенаправленное взаимодействие с окружающими людьми в проблемных ситуациях профессиональной деятельности, что способствует развитию психологической компетентности будущих психологов в процессе профессионального обучения.

Об авторе

Ж. Г. Гаранина
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева
Россия

Жанна Г. Гаранина

г. Саранск



Список литературы

1. Ильязова М. Д. Инвариантная структура компетентности субъекта деятельности // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2009. № 1. С. 166–172.

2. Плякина Е. В., Хмелькова М. А. Структура психологической компетентности: определение и диагностика // Высшее образование сегодня. 2019. № 5. С. 57–62. DOI: 10.25586/RNU.HET.19.05.P.57

3. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Акмеология. СПб.: Питер, 2003. 364 с.

4. Петровская Л. А. Компетентность в общении. М.: Наука, 1989. 216 с.

5. Мальцева Л. Е. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции будущих специалистов ресторанного сервиса // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2010. № 5-2. С. 93–96.

6. Лингевич О. В., Копытов А. Д. Формирование коммуникативной компетентности в процессе преподавания психологических дисциплин у студентов – будущих педагогов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2015. № 3. С. 141–146.

7. Ботова Т. А. Развитие психологической компетентности студентов средствами саморегуляции // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2010. № 6. С. 227–231.

8. Фокина И. В., Щеголева Е. В. Рефлексия как условие формирования психологической компетентности у студентов будущих педагогов // Перспективы науки и образования. 2015. № 1. С. 101–106.

9. Черёмухина К. С. Сравнительная характеристика компонентов коммуникативной компетентности студентов психологического и юридического факультетов // Психология в экономике и управлении. 2013. № 2. С. 169–174.

10. Величко Е. В., Минюрова С. А. Оценка сформированности индивидуально-личностной составляющей социально-психологической компетентности студентов колледжа // Педагогическое образование в России. 2014. № 9. С. 181–185.

11. Бусыгина А. Л. Психологическая компетентность (грамотность) студентов педагогических вузов как основа психологического здоровья будущего педагога // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер.: Психолого-педагогические науки. 2014. № 2. С. 24–28.

12. Ильин Е. П. Психология воли; 2-е изд., перераб. и доп. CПб.: Питер, 2009. 368 с.

13. Чурсина А. С. Формирование готовности к профессиональному саморазвитию у студентов вуза в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2011. 23 с.

14. Деркач А. А., Степнова Л. А. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих. М.: Изд-во РАГС, 2003. 297 с.

15. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 144 c.

16. Моросанова В. И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2010. № 1. С. 36–45.

17. Моросанова В. И., Фомина Т. Г. Взаимосвязь развития осознанной саморегуляции и общительности педагогов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2010. № 2. С. 16–20.

18. Бабинцева Л. Н. Особенности взаимосвязи компонентов социально-психологической саморегуляции и осознанной саморегуляции у студентов-психологов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23. № 1. С. 31–35.

19. Горбунов К. Г., Асмус И. Н. Формирование навыков эффективной саморегуляции у студентов и аспирантов вуза // Психология обучения. 2013. № 7. С.149–162.

20. Posner M. I., Rothbart M. K. Developing mechanisms of self-regulation // Development and Psychopathology. 2000. Vol. 12. № 3. P. 427–441. DOI: 10.1017/S0954579400003096

21. Miller R. B., Brickman S. J. A model of future-oriented motivation and self-regulation // Educational psychology review. 2004. Vol. 16. № 1. P. 9–33.

22. Гримак Л. П. Общение с собой. Начала психологии активности. СПб.: Питер, 2009. 233 с.

23. Гаранина Ж. Г. Роль аутопсихологической компетентности студентов-психологов в процессе профессионального саморазвития // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. 2018. Т. 18. № 2. С. 228–235. DOI: 10.15507/2078-9823.042.018.201802.228-235

24. Гаранина Ж. Г., Мальцева О. Е. Саморегуляция как фактор личностно-профессионального саморазвития // Интеграция образования. 2016. Т. 20. № 3. С. 374–381. DOI: 10.15507/1991-9468.084.020.201603.374-381

25. Ратанова Т. А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М.: Флинта, 2008. 319 с.

26. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова, М. Д. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001. 444 с.

27. Моросанова В. И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ). М.: Когито-Центр, 2004. 41 с.

28. Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования. М.: Владос, 1998. 494 с.

29. Ромек В. Г., Шварцер Р., Ерусалем М. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема // Иностранная психология. 1996. № 7. С. 71–77.


Рецензия

Для цитирования:


Гаранина Ж.Г. Роль саморегуляции в процессе развития психологической компетентности студентов-психологов. Вестник Кемеровского государственного университета. 2020;22(2):418-425. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-2-418-425

For citation:


Garanina Zh.G. The Role of Self-Regulation in the Development of Psychological Competence in Students of Psychology. The Bulletin of Kemerovo State University. 2020;22(2):418-425. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-2-418-425

Просмотров: 456


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)