Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Влияние ценностной направленности молодежи на формирование представлений о стране

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-2-409-417

Полный текст:

Аннотация

Представлены результаты изучения влияния коллективистских и индивидуалистских ценностей молодежи на их представления о стране. Было выдвинуто предположение, что соотношение коллективистской и индивидуалистской направленности подвержено колебаниям под воздействием социально-экономических факторов и влияет на особенности представлений молодежи о России. Выборку составили студенты в возрасте 21–22 лет, обучающиеся в Нижнем Новгороде. Из них 120 студентов (79 девушек и 41 юноша) проходили обучение в 2010 г. и 100 студентов (62 девушки и 38 юношей) – в 2019 г. В качестве методов исследования использовались опросник ценностей Ш. Шварца и метод свободных ассоциаций. В ходе исследования выявлено, что ухудшение экономического положения большей части российского общества и рост внешнеполитической напряженности отразился на ценностях молодежи. Студенты в исследовании 2019 г. имели более выраженный сдвиг в сторону коллективистских ценностей, чем их сверстники в 2010 г. Неуверенность в себе, в собственных силах приводит к снижению потребностей в социальном признании и повышению значимости референтных групп. Для студентов с выраженной коллективистской направленностью характерна ориентация на героическое прошлое России и объединяющие народ традиции при пессимистических и плохо сформированных взглядах на будущее. Отличительная особенность студентов с индивидуалистской ориентацией – больший оптимизм восприятия будущего России при скептическом отношении к традициям, обусловленным историческим прошлым. Исследование помогло уточнить роль ценностной направленности в формировании представлений молодежи о своей стране.

Об авторе

Н. Г. Воскресенская
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Россия

Наталья Г. Воскресенская

г. Нижний Новгород



Список литературы

1. Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000. 288 с.

2. Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М.: ИП РАН, 2006. 335 с.

3. Ядов В. А., Семенов А. А., Водзинская В. В., Каюрова В. Н., Киссель А. А., Саганенко Г. И., Бозрикова Л. В., Узунова В. Н., Магун В. С., Гоштаутас А., Лосенков В. А., Смирнова Е. Э., Докторова Л. Д. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция; 2-е изд., доп. М.: ЦСПиМ, 2013. 376 с.

4. Емельянова Т. П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. М.: ИП РАН, 2006. 400 с.

5. Московичи С. От коллективных представлений к социальным // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. № 2. С. 83–96.

6. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 1. С. 3–18.

7. Hofstede G., Bond M. The Confucious Connection: From Cultural Roots to Economic Grouth // Organizational Dynamics. 1988. Vol. 16. № 4. P. 5–21.

8. Hofstede G., Hofstede G. J., Minkov M. Cultures and Organizations: Software of the Mind. N. Y.: McGraw-Hill, 2010. 576 p.

9. Huddy L. From group identity to political cohesion and commitment // Oxford Handbook of Political Psychology / eds. L. Huddy, D. O. Sears, Levy J.; 2 ed. N. Y.: Oxford University Press, 2013. DOI: 10.1093/oxfordhb/9780199760107.013.0001

10. Schwartz S. H., Bilsky W. Toward a theory of the universal content and structure of values: Extensions and crosscultural replications // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. Vol. 58. № 5. P. 878–891. DOI: 10.1037/0022-3514.58.5.878

11. Пфетцер С. А., Зеленин А. А., Яницкий М. С. Политическое участие и политические ценности молодежи российской провинции. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2014. 143 с.

12. Шварц Ш. Культурные ценностные ориентации: природа и следствия национальных различий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 5. № 2. C. 36–67.

13. Зарицкая Ж. В. Специфика русского коллективизма через призму результатов эмпирических исследований // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. 2014. Т. 12. № 2. С. 87–95.

14. Лебедева Н. М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 3. С. 26–36.

15. Пантин В. И. Политическая и цивилизационная самоидентификация современного российского общества в условиях глобализации // Полис. Политические исследования. 2008. № 3. С. 29–39.

16. Рябиченко Т. А. Ассимиляция или интеграция: роль ценностей «Самоуверждения» // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 3. С. 93–104. DOI: 10.17759/sps.2016070307

17. Малахов В. С. Культурные различия и политические границы в эпоху глобальных миграций. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 232 с.

18. Грищенко М. А. Функциональность коллективистских и индивидуалистических ценностей в российском обществе // Государственное и муниципальное управление. Учетные записки. 2018. № 2. С. 220–226. DOI: 10.22394/2079-1690-2018-1-2-220-226

19. Хайруллина Ю. Р., Соловьев М. М. Ценностные ориентации молодежи в современных условиях: роль религиозных и этнокультурных ценностей // Власть. 2015. № 11. С. 156–160.

20. Емельянова Т. П., Белых Т. В. Отношение к глобальным рискам студентов православных и светских вузов // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 3. С. 40–50. DOI: 10.17759/sps.2019100303

21. Латов Ю. В., Латова Н. В. Открытия и парадоксы этнометрического анализа российской хозяйственной культуры по методике Г. Хофстеда // Мир России. Социология. Этнология. 2007. Т. 16. № 4. С. 43–72.

22. Воскресенская Н. Г. Формирование профессионально-личностных качеств студентов, будущих специалистов в сфере массовых коммуникаций: дис. ... канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2012. 190 с.

23. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 768 с.

24. Козырева П. М., Смирнов А. И. Жизнь в условиях неопределенности кризисного общества: опыт и ожидания // Социологические исследования. 2018. № 6. С. 66–78. DOI: 10.7868/S0132162518060065

25. Суровов С. Б., Малько А. В., Коновалов И. Н., Логинова Л. В. Отношение российского студенчества к цветным революциям // Социологические исследования. 2019. № 3. С. 85–97. DOI: 10.31857/S013216250004281-2

26. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 72 с.

27. Бовина И. Б. Стратегии исследования социальных представлений // Социологический журнал. 2011. № 3. С. 5–23.


Для цитирования:


Воскресенская Н.Г. Влияние ценностной направленности молодежи на формирование представлений о стране. Вестник Кемеровского государственного университета. 2020;22(2):409-417. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-2-409-417

For citation:


Voskresenskaya N.G. Effect of Youth's Value Orientation on the Development of Representations about their Country. Bulletin of Kemerovo State University. 2020;22(2):409-417. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-2-409-417

Просмотров: 61


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)