Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Ценностные составляющие Я-образа студентов деонтологического профиля подготовки в процессе обучения в вузе

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-2-387-396

Полный текст:

Аннотация

В соответствии с подходами постнеклассической психологии ценности массового сознания выступают ориентиром нравственного поведения личности, что имеет особое значение при осмыслении содержательных характеристик деонтологического профиля личности специалиста, чья работа зависит от сформированности профессиональноэтических принципов. Формирование таких принципов должно происходить в период обучения в вузе, где формируются содержательные характеристики Я-образа, которые в своем ценностном измерении наиболее приближаются к ценностям массового сознания, являющимся универсальным регулятором любых форм человеческой активности. Таким образом, выявление особенностей формирования ценностных ориентаций студентов в динамике и разработка методов, направленных на воспитание у будущих профессионалов деонтологического комплекса, с учетом современных подходов постнеклассической психологии, является важнейшей научной и прикладной проблемой в педагогической психологии на настоящий момент. В связи с этим нами были изучены темпоральные характеристики динамики ценностных составляющих Я-образа у студентов деонтологического профиля на всех курсах обучения. В результате исследования выявлены основные ценностные составляющие, которые характеризуют сформированность морально-этических, деонтологических принципов у студентов на всех этапах обучения. Ценности студентов претерпевают изменения в процессе обучения. Ценности утилитарно-гедонистического характера наиболее выражены у студентов первого курса, но и по мере становления личности профессионала не уступают свои первые ранговые позиции вплоть до последних курсов обучения. Исходя из методологии М. С. Яницкого, выделившего ценностные типы личности, у студентов старших курсов доминирует промежуточный тип. Кроме того, отмечается рассогласованность представлений студентов о должных ценностных ориентациях профессионала и фактических ценностях, выбираемых студентами, что создает противоречие, которое необходимо разрешать в ходе воспитательно-образовательного процесса.

Об авторах

Е. В. Аршинова
Кемеровский государственный университет
Россия

Елена В. Аршинова

г. Кемерово



М. А. Билан
Кемеровский государственный университет
Россия

Марина А. Билан

г. Кемерово



О. А. Браун
Кемеровский государственный университет
Россия

Ольга А. Браун

г. Кемерово



Е. В. Янко
Кемеровский государственный университет
Россия

Евгений В. Янко

г. Кемерово



Список литературы

1. Серый А. В. Осмысленное отношение к профессиональной деятельности как условие развития профессионально значимых качеств психологов-практиков // Вестник Кемеровского государственного университета. 2005. № 2. С. 158–162.

2. Яницкий М. С., Серый А. В. Развитие системы ценностно-смысловых ориентаций личности в профессиональной деятельности специалистов деонтологического статуса // Личность и профессиональная деятельность / под ред. Л. Г. Дикой, Т. Х. Невструевой. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. С. 147–159.

3. Лукьянова С. П., Пахомова Е. В. Ценностно-смысловые ориентации студентов-психологов на завершающем этапе обучения в контексте профессионального становления // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2010. № 17. С. 47–51.

4. Билан М. А., Григорьева Е. В., Хакимова Н. Р. Особенности духовно-нравственных ценностей студентов деонтологического профиля подготовки // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 1. С. 127–135.

5. Аршинова Е. В., Билан М. А. Динамические аспекты интернализации профессиональных ценностей будущих специалистов деонтологического профиля // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 4. С. 106–116. DOI: 10.21603/2078-8975-2018-4-106-116

6. Яницкий М. С., Серый А. В., Иванов М. С., Утюганов А. А., Хакимова Н. Р. Постнеклассическая педагогическая психология: ценностно-смысловой тренд. Кемерово: КРИРПО, 2017. 202 с.

7. Яницкий М. С. Система ценностных ориентаций личности и социальных общностей: структурно-динамическая модель и ее применение в психологических исследованиях и психологической практике // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22. № 1. С. 194–206. DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-1-194-206

8. Степин В. С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 743 с.

9. Клочко В. Е. О понятийном аппарате постнеклассической психологии // Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 25–27 апреля 2016 г.) М.: ФГБОУ ВО МГУДиТ, 2016. Ч. 1. С. 128–133.

10. Знаков В. В. Ценностное осмысление человеческого бытия: тезаурусное и нарративное понимание событий // Сибирский психологический журнал. 2011. № 40. С. 118–128.

11. Юревич А. В. Ценностные основания психологической науки // Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / под ред. В. В. Знакова, Г. В. Залевского. М.: ИП РАН, 2008. С. 21–40.

12. Черменская Г. Г. Ценностно-смысловые основания и проблема поиска этической составляющей психологического знания // Сибирский психологический журнал. 2011. № 42. С. 19–28.

13. Браун О. А., Аркузин М. Г., Аршинова Е. В., Билан М. А. Динамические характеристики системы идентичности студентов-психологов в процессе обучения // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2019. Т. 30. C. 15–29. DOI: 10.26516/2304-1226.2019.30.15

14. Милованова Н. Г., Пчелинцева И. Г., Чумакова А. В. Ценностно-смысловой подход в профессиональном образовании // Педагогический журнал. 2017. Т. 7. № 6А. С. 194–201.

15. Чижакова Г. И. Современное образование: аксиологические ориентиры // Становление личности в образовательном процессе: культурные и педагогические аспекты / под ред. Д. Н. Асламазишвили, В. В. Игнатовой. Красноярск: Изд-во СибГТУ, 2010. С. 81–108.

16. Чурекова Т. М., Москаленко И. В. К вопросу о дефиниции нравственных ценностей и оснований для их выделения // Вестник Кемеровского государственного университета. 2011. № 2. С. 112–116.

17. Братусь Б. С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование). М.: Знание, 1985. 64 с.

18. Шамов И. А. Врач и больной. М.: Изд-во УДН, 1986. 168 с.

19. Серый А. В., Яницкий М. С. Смысловые аспекты переживания кризиса социальной идентичности при вынужденной смене жизненной ситуации // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 43. Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n43/1192-seryi43.html (дата обращения: 25.03.2020).

20. Яницкий М. С. Ценностная структура массового сознания современной России // Политико-психологические проблемы исследования массового сознания / под ред. Е. Б. Шестопал. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 7–27.

21. Иванов М. С., Яницкий М. С. К проблеме оценки потенциала самореализации личности в процессе обучения // Философия образования. 2004. № 3. С. 233–241.

22. Кадыров Р. В. Ценностно-смысловая сфера личности студентов специальности «Клиническая психология» в период обучения в вузе // Психология обучения. 2014. № 8. С. 72–85.

23. Кривцова Е. В. Особенности системы ценностей студенческой молодежи // Организация работы с молодежью: междисциплинарная интеграция теории и технологий / под ред. А. А. Зеленина, М. С. Яницкого. Кемерово: ИНТ, 2012. С. 44–58.

24. Хащенко В. А. Ценностные ориентации различных социальных групп в условиях различных форм собственности // Социальная психология экономического поведения / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1999. C. 56–67.

25. Аршинова Е. В., Билан М. А. Ценностно-смысловые аспекты переживания кризисов профессионального становления в процессе обучения в вузе // Психология индивидуальности: мат-лы V Междунар. науч. конф. (Москва, 9–11 декабря 2015 г.) М.: Университетская книга, 2015. С. 219–221.

26. Манукян В. Р. Психологическое содержание и факторы возникновения кризиса профессионального развития у студентов вуза // Психологическая наука и образование. 2011. № 4. С. 109–117.

27. Валиуллина Е. В. Психологические особенности кризисов профессионального самоопределения в процессе высшего медицинского образования // Вестник Кемеровского государственного университета. 2011. № 2. С. 131–134.

28. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 6. С. 35–44.


Для цитирования:


Аршинова Е.В., Билан М.А., Браун О.А., Янко Е.В. Ценностные составляющие Я-образа студентов деонтологического профиля подготовки в процессе обучения в вузе. Вестник Кемеровского государственного университета. 2020;22(2):387-396. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-2-387-396

For citation:


Arshinova Y.V., Bilan M.A., Braun O.A., Yanko E.V. Value Components of the Self-Image of Students of a Deontological Profile of Training at University. Bulletin of Kemerovo State University. 2020;22(2):387-396. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-2-387-396

Просмотров: 85


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)