Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Потребительская реклама в советских газетах второй половины 1940-х гг.

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-2-318-328

Аннотация

Предпринят анализ советского газетного рекламного дискурса второй половины 1940-х гг. Цель – анализ газетной рекламы потребительских товаров, представленной на страницах советской прессы второй половины 1940-х гг., направленный на реконструкцию презентуемых стандартов материального потребления, выявление региональной специфики рекламного дискурса. На базе анализа центральных газет и шести областных изданий различных регионов РСФСР выявлена количественная выраженность рекламных сюжетов, обозначена их тематическая специфика. Новизна исследования определяется тем, что в нем учтены территориальные особенности газетного рекламного дискурса различных регионов РСФСР (Северо-Западных регионов, Урала, Сибири и Дальнего Востока), выявлена количественная динамика рекламных сюжетов в диапазоне исследуемого периода. Анализ позволил прийти к выводу, что газетный рекламный дискурс отражал реалии послевоенного социально-экономического развития страны. Первоначально рекламируемый ассортимент товаров и услуг был достаточно узок, в 1948–1949 гг. началось его расширение. В территориальном разрезе большее количество рекламных объявлений и более широкий спектр предлагаемых товаров и услуг фиксировались в Урало-Сибирском регионе, где был выше уровень развития инфраструктуры (предприятий торговли, общественного питания и сферы услуг), преобладало городское население, которое в сравнении с жителями деревни имело большие покупательские возможности.

Об авторе

М. А. Клинова
Уральский государственный экономический университет
Россия

Марина А. Клинова

г. Екатеринбург



Список литературы

1. Волобуева Т. О. Советская реклама 1920–1930-х гг. // Рекламные технологии. 2006. № 4. С. 18–23.

2. Сафонова В. В. Плакатная реклама советского периода как текст культуры // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2010. № 1. С. 201–208.

3. Виноградова К. В., Остапенко Е. Н. Особенности советской плакатной рекламы в период НЭПа (1921–1929 гг.) // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: мат-лы XXVIII Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 26–27 апреля 2016 г.) М., 2016. С. 85–90.

4. Сырунина Н. В. Советский политический плакат и коммерческая реклама (середина – вторая половина XX в.) // Гуманитарные чтения в Политехническом университете: тр. Всерос. науч.-практ. студенческо-аспирантской конф. (Санкт-Петербург, 17 февраля 2018 г.) СПб., 2018. С. 77–81.

5. Журавель В. А. Советский медиабаинг 1930-х гг. Из истории Внешторга СССР // Машиностроитель. 2007. № 6. С. 53–54.

6. Конаныхин К. В. Рекламный процесс в СССР в 30-е годы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2000. № 2. С. 49–55.

7. Синова И. В. Развитие советской торговой рекламы в период НЭПа // Известия СПбУЭФ. 1996. № 3. С. 145–150.

8. Савельева О. О. Советская реклама 20-х годов как средство агитации и пропаганды // Человек. 2006. № 2. С. 58–69.

9. Савельева О. О. Советская реклама 20-х годов как средство агитации и пропаганды // Человек. 2006. № 3. С. 140–147.

10. Костылева А. Ю. Функции визуальных образов в оформлении советской парфюмерии 1930-х годов // Общество. Наука. Инновации (НПК-2019): сб. ст. XIX Всерос. науч.-практ. конф. (Киров, 1–26 апреля 2019 г.) Киров, 2019. С. 460–472.

11. Юсупова Р. Р. Виды советской рекламы в годы НЭПа // Казанская школа связей с общественностью / отв. ред. Д. К. Сабирова. Казань: Казан. гос. техн. ун-т им. А. Н. Туполева, 2011. Вып. 4. С. 195–200.

12. Семенов Д. Ю. Советская реклама эпохи НЭПа: особенности стилистики и эстетики // Фотинские чтения. 2018. № 1. С. 453–456.

13. Золотоносов М. Н. Эрзац-реклама на мини-постерах начала 1960-х годов: из цикла «Теория и практика социализма» // Новый мир искусства. 2001. № 1. С. 31–34.

14. Кутыркина Л. В., Кутянская К. И., Самойленко И. С. Становление школы визуального мерчандайзинга и торговой рекламы в СССР в 50–60-е годы // Научный форум: экономика и менеджмент: сб. ст. VI Междунар. заочной науч.практ. конф. (Москва, 20–28 февраля 2017 г.) М., 2017. С. 9–17.

15. Шабашова Е. В. Развитие советской торговой рекламы в 1960-е гг. в специальных изданиях по торговле и в средствах массовой информации // Актуальные проблемы экономики, управления, права: мат-лы межвуз. конф. (Москва, 7 декабря 2013 г.). М., 2013. С. 126–131.

16. Селезнева Е. Ю. Советская социальная реклама (моделирование сберегательного поведения дальневосточников) (1945–1950-е гг.) // Россия и АТР. 2008. № 1. С. 43–58.

17. Шабашова Е. В. История развития торговой рекламы в СССР в послевоенный период (1940–50-е гг.) // Актуальные проблемы экономики, управления, права: мат-лы межвуз. конф. (Москва, 26–28 ноября 2007 г.) М., 2007. С. 135–142.

18. Кудрина И. В. Неизвестные страницы истории региональной рекламы (на материалах газеты «Советская Хакасия» за 1989 год) // Актуальные проблемы изучения языка, литературы и журналистики: история и современность: матлы X Междунар. науч.-практ. конф. (Абакан, 24–26 ноября 2015 г.) Абакан, 2015. С. 106–107.

19. Кудрина И. В. Становление современной региональной рекламы (на примере газеты «Советская Хакасия») // Реклама и современный мир: мат-лы IV Междунар. науч. конф (Тверь, 20–21 мая 2016 г.) Тверь, 2016. С. 216–220.

20. Кириенко Е. А., Калюжная Т. В. Специфика жанра газетного объявления региональных СМИ в СССР (на примере газеты г. Белово «Знамя коммунизма») // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения: тр. Всерос. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. (Новокузнецк, 13–15 мая 2014 г.) Новокузнецк, 2014. С. 173–175.

21. Зарипова В. М. Особенности функционирования креолизованного рекламного текста (на примере дореволюционных и советских газет) // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019. Т. 25. № 1. С. 113–120. DOI: 10.18287/2542-0445-2019-25-1-113-120

22. Твердюкова Е. Д. «Двигатель… накладных расходов»: коммерческая реклама в советских газетах периода НЭПа // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. 2014. Т. 4. № 2. С. 212–223.

23. Рыженко В. Г. История городской повседневности послевоенных лет в советской газетной рекламе // Университеты в системах развития и интеграции России: мат-лы Всерос. науч. конф. (Омск, 23–24 октября 2014 г.) Омск, 2015. С. 152–154.

24. Ханин Г. И. Экономическая история России в новейшее время. Т. 1: Экономика СССР в конце 30-х годов – 1987 год. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2008. 515 с.

25. Население России в XX веке: Исторические очерки. Т. 2: 1940–1959 / отв. ред. Ю. А. Поляков, В. Б. Жиромирская. М.: РОССПЭН, 2001. 416 с.

26. Клинова М. А. Проблематика материального потребления населения в политическом дискурсе послевоенного периода // e-FORUM. 2019. № 2. Режим доступа: http://eforum-journal.ru/images/pdf/7/10.pdf (дата обращения: 18.01.2020).

27. Исупов В. А. Городское население Сибири: от катастрофы к возрождению (конец 30-х – конец 50-х гг.). Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. 288 с.

28. Жиромская В. Б., Исупов В. А., Корнилов Г. Е. Население России в 1939–1945 гг. // Российская история. 2019. № 3. С. 3–17. DOI: 10.31857/S086956870005112-4


Рецензия

Для цитирования:


Клинова М.А. Потребительская реклама в советских газетах второй половины 1940-х гг. Вестник Кемеровского государственного университета. 2020;22(2):318-328. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-2-318-328

For citation:


Klinova M.A. Consumer Advertising in Soviet Newspapers in the Second Half of the 1940s. The Bulletin of Kemerovo State University. 2020;22(2):318-328. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-2-318-328

Просмотров: 408


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)