Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Гендерные и теоморфные признаки мифологемы Земля-мать в русской лингвокультуре

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-1-251-257

Полный текст:

Аннотация

Цель исследования – описать мифологему Земля-мать в рамках фрагмента структуры макроконцепта земля. Рассматриваемая мифологема широко распространена в разных культурах. Материал для изучения взят из Национального корпуса русского языка. Основными методами исследования выступают концептуальный анализ и описание. Анализируемая мифологема воплощается в языке в виде целого набора метафор, реализующих коды русской лингвокультуры. Среди них выявлены витальные, соматические, антропоморфные и теоморфные метафоры. Земля в языковом материале актуализируется частотными когнитивными признаками: мать; дарующая блага / благодетельница; кормилица; родительница; жена; теща; хозяйка; повелительница; богиня. Теоморфизм земли подчеркивается устойчивым статусом «жены бога» и выражается языковой формулой Мать-сыра-земля, под этим именем скрывается культ Макоши. Гендерные и теоморфные признаки Земли-матери совмещаются, демиургический акт творения описывается метафорой рождения. Отмечается, что после принятия христианства вместо имени Материсырой-земли стало употребляться имя Богородицы – Девы Марии. При этом функция рождения как акт творчества в языковом сознании русского народа сохраняется. В ходе исследования выделено несколько взаимодополняющих кластеров образов Земли-матери в современной русской лингвокультуре: фольклорный, мифологический, религиозный, лингвокультурологический.

Об авторе

Е. А. Мошина
Военный институт (инженерно-технический) Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулева
Россия
г. Санкт-Петербург


Список литературы

1. Пименова М. В. Гендер и концепты внутреннего мира // Мат-лы XXX Межвуз. науч.-метод. конф. преподавателей и аспирантов (Санкт-Петербург, 1–17 марта 2001 г.) СПб., 2001. С. 42–44.

2. Воробьев В. В. Лингвокультурология: (теория и методы). М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 1997. 331 с.

3. Афанасьев А. Н. Мифы, поверья и суеверия славян: Поэт. воззрения славян на природу. М.: ЭКСМО; СПб.: Terra Fantastica, 2002. Т. III. 765 с.

4. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов / пер. А. Д. Шмелева. М.: Языки славян. культуры, 2001. 287 с.

5. Гачев Г. Д. Ментальности народов мира: сходства и отличия. М.: Эксмо, 2003. 541 с.

6. Голан А. Миф и символ. 2-е изд. М.: Русслит; Иерусалим: Тарбут, 1994. 371 с.

7. Колесов В. В., Пименова М. В. Языковые основы русской ментальности. 3-е изд., доп. М.: ФЛИНТА, 2016. 134 c.

8. Коновалова Н. И. Мифологема как свернутый сакральный текст // Политическая лингвистика. 2013. № 4. С. 209–215.

9. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. 524 с.

10. Пименова М. В. Душа и дух: особенности концептуализации. Кемерово: Графика, 2004. 386 с.

11. Пименова М. В. Типы концептов и этапы концептуальных исследований // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 2-2. С. 127–131.

12. Пименова М. В. Концептология на современном этапе (способы исследования концептуальных структур) // Гуманитарный вектор. 2017. Т. 12. № 5. С. 13–22. DOI: 10.21209/1996-7853-2017-12-5-13-22

13. Пименова М. В. Концепты внутреннего мира (русско-английские соответствия): дис. … д-ра филол. наук. СПб., 2001. 497 с.

14. Пименова М. В. Этногерменевтика русской сказки. М.: ИНФРА-М, 2018. 354 с.

15. Пирманова Н. И. Культурные коннотации фразеологизмов с компонентами свет – небо – земля: автореф. дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2008. 24 с.

16. Самситова Л. Х. Культурные концепты в башкирской языковой картине мира: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Уфа, 2015. 55 с.

17. Телия В. Н. Русская фразеология: Семант., прагмат. и лингвокультурол. аспекты. М.: Шк. «Языки рус. культуры», 1996. 284 с.

18. Шмелёв А. Д. Русская языковая модель мира: материалы к слов. М.: Языки славян. культуры, 2002. 224 c.

19. Голованивская М. К. Французский менталитет с точки зрения носителя русского языка. М.: Диалог-МГУ, 1997. 279 с.

20. Воркачёв С. Г. Счастье как лингвокультурный концепт. М.: Гнозис, 2004. 236 с.

21. Кошарная С. А. Миф и язык: опыт лингвокультурологической реконструкции русской мифологической картины мира. Белгород: Изд-во Белгор. гос. ун-та, 2002. 287 с.

22. Мошина Е. А. Мифологические параллели в метафорах земли в авторской картине мира М. И. Цветаевой // Языки и культура народов России и стран СНГ / под общ. ред. М. В. Пименовой. СПб.-Казань, 2019. Вып. 17. С. 91–96.

23. Мошина Е. А. Понятийная основа концепта earth / land (земля) в английской языковой картине мира // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2019. № 10. С. 231–239.

24. Мошина Е. А. Реализация метафорической модели земля-мать в русской языковой картине мира // Лингвистика XXI века: традиции и инновации / под общ. ред. М. В. Пименовой. СПб., 2019. Вып. 23. С. 135–140.


Для цитирования:


Мошина Е.А. Гендерные и теоморфные признаки мифологемы Земля-мать в русской лингвокультуре. Вестник Кемеровского государственного университета. 2020;22(1):251-257. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-1-251-257

For citation:


Moshina E.A. Gender and Theomorphic Signs of the "Earth-Mother" Mythologeme in Russian Linguistic Culture. Bulletin of Kemerovo State University. 2020;22(1):251-257. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-1-251-257

Просмотров: 108


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)