Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Стратегии самопрезентации преподавателей как фактор восприятия их личности студентами в онлайн-взаимодействии (на примере медиалекции)

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-1-175-184

Полный текст:

Аннотация

Представлено исследование влияния стратегий самопрезентации преподавателей на социально-психологическую интерпретацию их личности студентами в ситуации просмотра медиалекции. Ракурс исследования направлен на изучение стратегий самопрезентации преподавателя, способствующих формированию близкой к эталонной ролевой модели поведения в условиях непосредственного контакта преподавателя с аудиторией и в условиях медиалекции. В ходе эксперимента изучены два контекста онлайн-взаимодействия преподаватель – студент. Студентам предлагались к просмотру публичная и внеаудиторная медиалекции незнакомых преподавателей, после чего студенты давали характеристику личности преподавателя с помощью методики полярных профилей. В результате было выявлено, что как при непосредственном межличностном контакте, так и в условиях медиалекции максимальное сближение образа преподавателя, формирующегося у студентов, с эталонной ролевой моделью определяется стратегиями самовозвышения и аттрактивного поведения. Наиболее отклоняющимися от эталонной ролевой модели преподавателя являются самопрезентационные стратегии уклонения (для женщин) и силового влияния (для мужчин), реализация которых оказывает негативное влияние на оценку их личности студентами, прежде всего в аспекте свойств, характеризующих профессиональную деятельность. Доказано, что в рамках публичной медиалекции наблюдаются достоверные негативные сдвиги в оценках личности преподавателя студентами по ряду параметров, что не опосредовано самопрезентационными стратегиями.

Об авторах

А. В. Микляева
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия
г. Санкт-Петербург


В. Н. Панферов
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия
г. Санкт-Петербург


С. А. Безгодова
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия
г. Санкт-Петербург


С. В. Васильева
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия
г. Санкт-Петербург


Список литературы

1. Колмогорова Л. С., Спиридонова Г. Г. Представления студентов о самопрезентации педагога // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 2. С. 135–140. DOI: 10.21603/2078-8975-2017-2-135-140

2. Пикулева О. А. Самопрезентация личности как средство управления впечатлением: анализ факторов влияния // Научное мнение. 2014. № 2. С. 140–149.

3. Turnley W. H., Bolino M. C. Achieving desired images while avoiding undesired images: exploring the role of self-monitoring in impression management // Journal of Applied Psychology. 2001. Vol. 86. Iss. 2. P. 351–360. DOI: 10.1037/0021-9010.86.2.351

4. Хороших В. В. Психологические факторы успешности самопрезентации: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2001. 193 с.

5. Kleinsasser R. C., Mckeachie W. J. Teaching tips: strategies, research, and theory for college and university teachers // Modern Language Journal. 2011. Vol. 78. Iss. 4. P. 545–546. DOI: 10.2307/328598

6. Копанев А. Н. Особенности развития навыка личностного позиционирования преподавателей вуза // Современные вопросы биомедицины. 2019. T. 3. № 3. С. 103–111.

7. Paulhus D. L. Interpersonal and intrapsychic adaptiveness of trait self-enhancement: a mixed blessing? // Journal of Personality and Social Psychology. 1998. Vol. 74. Iss. 5. P. 1197–1208. DOI: 10.1037/ 0022-3514.74.5.1197

8. Higgins C. A., Judge T. A. The effect of applicant influence tactics on recruiter perceptions of fit and hiring recommendations: a field study // Journal of Applied Psychology. 2004. Vol. 89. Iss. 4. P. 622–632. DOI: 10.1037/0021-9010.89.4.622

9. Pfeffer J., Fong C. T., Cialdini R. B., Portnoy R. R. Overcoming the self-promotion dilemma: interpersonal attraction and extra help as a consequence of who sings one's praises // Personality and Social Psychology Bulletin. 2006. Vol. 32. Iss. 10. P. 1362–1374. DOI: 10.1177/0146167206290337

10. Giacalone R. A., Rosenfeld P. Self-presentation and self-promotion in an organizational setting // The Journal of Social Psychology. 1986. Vol. 126. Iss. 3. P. 321–326. DOI: 10.1080/00224545.1986.9713592

11. Fiske S. T., Cuddy A. J., Glick P. Universal dimensions of social cognition: warmth and competence // Trends in Cognitive Sciences. 2007. Vol. 11. Iss. 2. P. 77–83. DOI:10.1016/j.tics.2006.11.005

12. Farreras I. G., Boyle R. W. The effect of faculty self-promotion on student evaluations of teaching // College Student Journal. 2012. Vol. 46. Iss. 2. P. 314–322.

13. Kim E. J., Berger C., Kim J., Kim M.-S. Which self-presentation style is more effective? A comparison of instructors' selfenhancing and self-effacing styles across the culture // Teaching in Higher Education. 2014. Vol. 19. Iss. 5. Р. 510–524. DOI: 10.1080/13562517.2014.880686

14. Кулагина Н. В. Особенности самопрезентации мужчин и женщин в сфере деловых отношений // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. № 3. С. 122–128. DOI: 10.17072/2078-7898/2016-3-122-128

15. Пикулева О. А. Психология самопрезентации личности: гендерные и возрастные аспекты // Психологическая наука и образование. 2013. № 4. С. 37–44.

16. Чекалина А. А. Об особенностях самопрезентации женщин-учителей // Теория и практика общественного развития. 2012. № 3. С. 85–88.

17. Семенова Л. Э. Особенности самопрезентации мужчин-педагогов средней школы в контексте их профессиональной деятельности // Психологическая наука и образование. 2008. № 1. С. 82–89.

18. Андреева Г. М. Социальная психология в пространстве современной науки и культуры // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 30. Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n30/861-andreeva30.html (дата обращения: 31.01.2020).

19. Войскунский А. Е. Социальная перцепция в социальных сетях // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2014. № 2. С. 90–104.

20. Обыденкова В. К. Специфика киберсоциализации старших подростков разных психологических типов в социальных сетях интернет-среды // Сб. докладов VI Межвуз. конф. молодых ученых по результатам исследований в области психологии, педагогики, социокультурной антропологии / ред. и сост. А. С. Обухов. М.: Издательский отдел Центра исследовательских технологий REDU, 2011. С. 362–366.

21. Stopfer J. M., Egloff B., Nestler S., Back M. D. Personality expression and impression formation in online social networks: an integrative approach to understanding the processes of accuracy, impression management and meta-accuracy // European Journal of Personality. 2014. Vol. 28. Iss. 1. P. 73–94. DOI: 10.1002/per.1935

22. Rosenberg J., Egbert N. Online impression management: personality traits and concerns for secondary goals as predictors of self-presentation tactics on Facebook // Journal of Computer-Mediated Communication. 2011. Vol. 17. Iss. 1. P. 1–18. DOI: 10.1111/j.1083-6101.2011.01560.x

23. Becker-Lindenthal H. Students' impression management in MOOCs: an opportunity for existential learning? // MERLOT Journal of Online Learning and Teaching. 2015. Vol. 11. Iss. 2. Р. 320–330.

24. Ross J., Sinclair C., Knox J., Bayne S., Macleod H. Teacher experiences and academic identity: the missing components of MOOC pedagogy // MERLOT Journal of Online Learning and Teaching. 2014. Vol. 10. Iss. 1. Р. 57–69.

25. Орлова А. В. Особенности социальной перцепции лица человека, предъявляемого на экране монитора: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2009. 21 с.

26. Щукина М. А., Яковлева И. В., Крайнюков С. В., Тютюнник Е. И., Бондарева М. О., Аверьянова О. Ю. Особенности визуальной самопрезентации участников деловой коммуникации в виртуальной образовательной среде // Психологические исследования. 2018. Т. 11. № 59. Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n59/1573-shchukina59.html (дата обращения: 31.01.2020).

27. Кузнецова А. А., Никишина В. Б. Видеолекция как самопрезентация преподавателя вуза в условиях электронного образовательного пространства // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 4. С. 149–155.

28. Безгодова С. А., Панферов В. Н., Микляева А. В., Васильева С. В., Иванов А. С. Принципы разработки инструментария для изучения социально-психологической интерпретации личности (на примере интерпретации личности преподавателя студентами) // Внешний облик в различных контекстах взаимодействия: мат-лы Всерос. науч. конф. (Ростов-на-Дону, 28–30 октября 2019 г.) М., 2019. С. 29–31.

29. Пикулева О. А. Классификация самопрезентации личности: теоретические основания и проблемные аспекты // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2013. Т. 5. № 1. С. 63–69.

30. Долгополова В. С., Барковская О. В. Особенности самопрезентации педагогов в ситуации педагогического взаимодействия «педагог – ученик» // Психологические аспекты развития личности в современном образовательном пространстве: мат-лы региональной науч.-практ. конф. (Благовещенск, 24 октября 2019 г.) Благовещенск, 2019. С. 68–71.

31. Семенова З. Ф. Вербальный и невербальный компоненты в формировании образа лица человека: дис. ... канд. психол. наук. Л., 1985. 160 c.


Для цитирования:


Микляева А.В., Панферов В.Н., Безгодова С.А., Васильева С.В. Стратегии самопрезентации преподавателей как фактор восприятия их личности студентами в онлайн-взаимодействии (на примере медиалекции). Вестник Кемеровского государственного университета. 2020;22(1):175-184. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-1-175-184

For citation:


Miklyaeva A.V., Panferov V.N., Bezgodova S.A., Vasileva S.V. Self-Presentation Strategies as a Factor of Lecturer's Personality Perception by Students in Online Interaction at a Media Lecture. Bulletin of Kemerovo State University. 2020;22(1):175-184. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-1-175-184

Просмотров: 147


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)