Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Мотивационная доска: обучающие возможности метода в формировании внутренней мотивации контроля уровня сахара в крови больных сахарным диабетом

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-1-123-130

Полный текст:

Аннотация

Представлены результаты применения методики «Мотивационная доска». Предметом рассмотрения выступают обучающие (дидактические) особенности метода «Мотивационная доска», используемого в процессе обучения больных сахарным диабетом, которым диагноз был выставлен в разные периоды жизни. Основная цель применения методики – помочь больному сахарным диабетом работать со своей мотивацией, поддерживать соответствующий образ жизни, а именно: оценивать степень риска, поддерживать правильное питание, регулировать физические нагрузки, своевременно посещать лечащего врача и узких специалистов, то есть уметь контролировать и поддерживать те аспекты, которые входят в понятие образ жизни пациентов, имеющих данное заболевание. Цель статьи – раскрыть обучающие (дидактические) возможности применения методики. «Мотивационная доска» относится к группе методов, нацеленных на изменение мыслей и поведенческих стратегий. Она позволяет формировать и поддерживать внутреннюю мотивацию пациента. У категории пациентов, использующих данную методику, уровень гликированного сахара приближается к целевому параметру, по которому можно определить тактику положительного результата лечения. Полученные результаты свидетельствуют, что применение методики «Мотивационная доска» позволяет в игровом формате сформировать положительную внутреннюю мотивацию пациента, наглядно показать ему, что он может взять свою болезнь под контроль, увидеть свои успехи, почувствовать свою внутреннюю потребность держать под контролем свою жизнь, поддерживая необходимый образ жизни.

Об авторах

И. А. Дайнеко
Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого
Россия
г. Красноярск


О. Н. Кучер
Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого
Россия
г. Красноярск


И. О. Логинова
Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого
Россия
г. Красноярск


Список литературы

1. Engel G. L. The clinical application of the biopsychosocial model // The American Journal of Psychiatry. 1980. Vol. 137. № 5. P. 535–544.

2. Гарганеева Н. П. Психосоциальные аспекты сахарного диабета 2-го типа: инновации профилактики // Сибирский медицинский журнал. 2011. Т. 26. № 4-2. С. 121–125.

3. Курникова И. А., Кочемасова Т. В. Немедикаментозные методы в терапии эндокринных заболеваний: современное состояние проблемы // Фундаментальные исследования. 2014. № 10-9. С. 1858–1865.

4. Сапожникова И. Е., Зотина Е. Н. Отношение к болезни пациентов с сахарным диабетом 1-го и 2-го типов // Терапевтический архив. 2017. Т. 89. № 10. С. 22–27. DOI: 10.17116/terarkh2017891022-27

5. Cecilio S. G., Brasil C. L. G. B., Vilaça C. P., Silva S. M. F., Vargas E. C., Torres H. C. Psychosocial aspects of living with diabetes mellitus in promoting self-care // Rev. Rene. 2016. Vol. 17. № 1. P. 44–51. DOI: 10.15253/2175-6783.2016000100007

6. Валиева Д. А. Психоэмоциональные особенности пациентов с сахарным диабетом // Вестник современной клинической медицины. 2014. Т. 7. S. 1. С. 69–77.

7. Шишкова Ю. А., Мотовилин О. Г., Суркова Е. В., Дивисенко С. И., Майоров А. Ю. Качество жизни больных сахарным диабетом 1 типа молодого возраста // Сахарный диабет. 2010. № 4. С. 43–47.

8. Ямаева С. А., Нурмухаметова И. Ф. К вопросу о психологической составляющей качества жизни больных сахарным диабетом // Психология диалога и мир человека: памяти Г. В. Дьяконова / под ред. Л. Г. Дмитриевой, Т. И. Пашуковой. Уфа-М.: Башкирский государственный университет, 2019. С. 159–163.

9. Тихонова Т. М., Смілка Ю. М., Хижняк О. О. Якiсть життя хворих на цукровий дiабет: чинники впливу та шляхи корекції // Проблеми ендокринної патологiї. 2018. № 4. С. 103–109. DOI: 10.21856/j-PEP.2018.4.11

10. Смолянский Б. Л., Лифляндский В. Г. Лечение сахарного диабета. СПб.: Нева, 2004. 382 с.

11. Мальцева И. О. Сахарный диабет и качество жизни: медицинские и социокультурные аспекты // Научный альманах. 2019. № 5-3. С. 113–115.

12. Chen Q., Wang H., Wang Y., Wang Z., Zhao D., Cai Y. Exploring effects of self-management on glycemic control using a modified information-motivation-behavioral skills model in type 2 diabetes mellitus patients in Shanghai, China: A cross-sectional study // Journal of Diabetes. 2018. Vol. 10. № 9. P. 734–743. DOI: 10.1111/1753-0407.12655

13. Хижняк О. О., Барабаш Н. Е., Тихонова Т. М. Роль системы обучения в формировании активной мотивации к самоконтролю у больных сахарным диабетом // Міжнародний ендокринологічний журнал. 2014. № 5. С. 116–120.

14. Марченкова Л. А., Макарова Е. В. Мотивация пациентов в достижении эффективности самоконтроля гликемии при сахарном диабете: проблемы и их решения // Consilium Medicum. 2017. Т. 19. № 4. С. 32–35.

15. Meunier S., Coulombe S., Beaulieu M.-D., Côté J., Lespérance F., Chiasson J.-L., Bherer L., Lambert J., Houle J. Longitudinal testing of the Information-Motivation-Behavioral Skills model of self-care among adults with type 2 diabetes // Patient Education and Counseling. 2016. Vol. 99. № 11. P. 1830–1836. DOI: 10.1016/j.pec.2016.06.011

16. Сахарный диабет: острые и хронические осложнения / под ред. И. И. Дедова, М. В. Шестаковой. М.: Медицинское информационное агентство, 2011. 480 с.

17. Виноградова С. В., Крижановская Е. В., Макулова А. В. Принципы дифференцированного подхода к обучению больных сахарным диабетом 2 типа // Достижения персонализированной медицины сегодня – результат практического здравоохранения завтра: сб. тезисов VII Всерос. конгресса эндокринологов (Москва, 2–5 марта 2016 г.) М., 2016. С. 187.

18. Бек Дж. Когнитивно-поведенческая терапия: от основ к направлениям / пер. с англ. А. Соломиной. СПб.: Питер, 2019. 416 с.

19. Алгоритмы специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом / под ред. И. И. Дедова, М. В. Шестаковой, А. Ю. Майорова. 9-й вып., доп. М.: УП ПРИНТ, 2019. 212 с. DOI: 10.14341/DM221S1

20. Резникова Е. А., Писарева В. В. Опыт обучения пациентов в «Школе сахарного диабета 2 типа» // Символ науки. 2018. № 3. С. 90–92.

21. Бек Дж. Когнитивная терапия: полное руководство / пер. и ред. Е. А. Черненко. М.: Вильямс, 2006. 400 с.

22. Майоров А. Ю., Суркова Е. В., Мотовилин О. Г., Мельникова О. Г., Шишкова Ю. А. Обучение больных диабетом: синтез доказательной медицины и психологического подхода // Сахарный диабет. 2011. № 1. С. 46.

23. Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии / пер. с англ. А. Татлыбаева. СПб.: Питер, 2003. 298 с.


Для цитирования:


Дайнеко И.А., Кучер О.Н., Логинова И.О. Мотивационная доска: обучающие возможности метода в формировании внутренней мотивации контроля уровня сахара в крови больных сахарным диабетом. Вестник Кемеровского государственного университета. 2020;22(1):123-130. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-1-123-130

For citation:


Dayneko I.A., Kucher O.N., Loginova I.O. Training Opportunities of the Motivation Board: Method of Internal Motivation Forming to Monitor Blood Sugar Level in Patients with Diabetes Mellitus. Bulletin of Kemerovo State University. 2020;22(1):123-130. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-1-123-130

Просмотров: 118


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)