Исследование структурных компонентов корпоративной культуры (на примере студенческой субкультуры социально-психологического факультета Кемеровского госуниверситета)
Аннотация
Проанализировав феномен «корпоративная культура» и выделив составляющие структурных компонентов, мы исследовали особенности студенческой субкультуры социально-психологического факультета КемГУ как составляющей корпоративной культуры СПФ КемГУ. В своем исследовании мы попытались решить ряд исследовательских задач: выявить особенности студенческой субкультуры социально-психологического факультета, определить выраженность структурных компонентов корпоративной культуры, выявить различия в восприятии корпоративной культуры у студентов первого и пятого курсов. В исследовании приняли участие 120 студентов социально-психологического факультета: 60 студентов первого курса (специальность – психология, социальная работа), 60 студентов пятого курса (специальность – психология, социальная работа). В качестве использованных методов были выбраны: анкетирование и методика «Студенческая субкультура как компонент корпоративной культуры вуза» (Л. И. Старовойтова и др.) для выявления выраженности структурных компонентов, где максимальная выраженность структурного компонента соответствовала 10 баллам, минимальная – 1. Существуют следующие особенности студенческой субкультуры социально-психологического факультета: высокая выраженность всех структурных компонентов; динамика роста эмоционального компонента к концу обучения и снижение выраженности рефлексивного компонента, что, на наш взгляд, связано с началом трудовой деятельности для многих студентов или переориентацией на будущую профессиональную деятельность. По результатам анкетирования (с помощью контент-анализа) были выявлены отличия в образе «идеальный студент социально-психологического факультета» (рефлексивный компонент корпоративной культуры) в представлении студентов первого и пятого курсов. Можно сделать вывод, что идеальный студент социально-психологического факультета – это активный, умный, веселый молодой человек, обладающий развитыми коммуникативными навыками, творческим потенциалом и успевающий по учебным дисциплинам.
Об авторах
Н. А. ВоробьеваРоссия
М. Г. Козлова
Россия
Список литературы
1. Большакова А. Н. Социальная психология для менеджеров: учеб, пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 352 с.
2. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М.: Гардарики, 1999. 528 с.
3. Занковский А. Н. Организационная психология. М.: Флинта: МПСИ, 2000. 647 с.
4. Мескон М. X. Основы менеджмента. М.: Дело, 2004. 720 с.
5. Могутнова Н. Н. Корпоративная культура: понятие, подходы. М., 2005. 136 с.
6. Моргунов Е. Б. Управление персоналом. М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 2000. 264 с.
7. Родин О. М. Концепция организационной культуры // Менеджмент. 1998. № 7.
8. Спивак В. А. Корпоративная культура. СПб: Питер, 2001. 352 с.
9. Управление персоналом / под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Ереминой. М.: ЮНИТИ, 2002. 560 с.
10. Шаповалова И. С. Подсистемы корпоративной культуры организации. М., 2000. 134 с.
11. Щербина С. В. Организационная культура в западной традиции // Социол. исслед. 1996. № 7. С. 47–55.
Для цитирования:
Воробьева Н.А., Козлова М.Г. Исследование структурных компонентов корпоративной культуры (на примере студенческой субкультуры социально-психологического факультета Кемеровского госуниверситета). Вестник Кемеровского государственного университета. 2007;(1):125-129.