Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Теоретические подходы к изучению профессионального самосознания субъекта деятельности в период взрослости

Аннотация

Развитие профессионального самосознания субъекта деятельности как специалиста происходит как изменение и усложнение каждого из параметров: предметов, рамок (позиций субъекта), уровней. В целом структура профессионального самосознания личности представляет собой взаимодополняющее соединение трех подструктур: когнитивной, аффективной и поведенческой. Мы понимаем профессиональное самосознание взрослой личности как осознание личностью себя в системе профессиональной деятельности, в системе профессионального общения и в системе собственной личности. Профессиональное самосознание взрослого человека имеет качественно-специфический характер. Оно связано с необходимостью оценивать, соотносить и реализовывать качества своей личности, с учетом конкретных жизненных, профессиональных и личностных устремлений, в связи с решением задачи профессионализации.

Об авторах

М. В. Теплинских
Кемеровский государственный университет
Россия


А. Г. Портнова
Кемеровский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Альбуханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.

2. Альбуханова-Славская К. А. Личность в процессе деятельности // Психология личности: хрестоматия. В 2 т. Самара: Бахрах, 1999. Т. 2. 240 с.

3. Белошицкий А. В. Проблема субъекта и субъектности специалиста в военном образовании: теоретико-методологический // Мир психологии. 2006. № 4. С. 187–198.

4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

5. Васьковская С. В. Психологические условия формирования самосознания будущего учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киев, 1987.

6. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Акмеология: учеб, пособие. СПб., Питер, 2003. 256 с.

7. Зеер Э. Ф. Психология профессий. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2006. 330 с. (Серия Gaudeamus).

8. Климов Е. А. Психология профессионала. М., 1984.

9. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат. 1984.

10. Кон И. С. Открытие Я. М., 1978.

11. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.

12. Митина Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально- экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 28-38.

13. Парыгин Г. С., Степанский В. М., Фарютин В. П. Влияние особенностей саморегуляции деятельности на профессиональное самоопределение старшеклассников // Вопросы психологии. 1987. № 4. С. 45–50.

14. Портнова А. Г. Зрелость личности как психологический эффект развития // Теоретические и прикладные аспекты психологии развития: проблемы, решения, перспективы: сборник научных трудов / под ред. И. С. Морозовой; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». Кемерово: Куз- бассвузиздат, 2007. 364 с.: ил.

15. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: МОДЭК, 1996.

16. Пряжников Н. С. Психологический смысл труда. М.: Издательство ИПП; Воронеж: МОДЕК, 1997.

17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т. 2. С. 236–249.

18. Слободчиков В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986. № 6. С. 14–22.

19. Смирнова О. В. Профессиональное самосознание студента как педагогическая проблема: дис. ... канд. психол. наук. М., 2002. 165 с.

20. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., 1972.

21. Столин В. В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. 284 с.

22. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977.

23. Шавир П. А. О некоторых методологических аспектах проблемы профессионального самоопределения // Движущие силы учебно-воспитательного процесса. Тюмень, 1974. С. 63–76.


Для цитирования:


Теплинских М.В., Портнова А.Г. Теоретические подходы к изучению профессионального самосознания субъекта деятельности в период взрослости. Вестник Кемеровского государственного университета. 2007;(1):77-81.

Просмотров: 33


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)