Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Динамические аспекты функционирования системы личностных смыслов в контексте возрастного развития

Полный текст:

Аннотация

Система личностных смыслов не останавливается в развитии на каком-либо этапе жизни человека. На ранних стадиях развития происходит ее формирование. В периоды детства и юношества идет ее активное развитие. В зрелом возрасте, когда система личностных смыслов уже сформирована, она сама становится регулятором личностного развития, поскольку реализация жизненного опыта имеет направленность на уже осознанные, интернализованные жизненные цели, которые приобретают смысложизненную перспективу. Отметим закономерность взаимообусловливания процессов возрастного и личностного развития и функционирования системы личностных смыслов. Так, решая жизненные задачи определенного возрастного этапа, человек обретает опыт, который, при условии его осмысления на более высокой стадии развития, выступает в качестве личностного смысла и ресурса дальнейшего личностного роста. Отсутствие смысла в жизни и невозможность (или неспособность) его найти влечет за собой переход человека на более низкий уровень функционирования системы личностных смыслов и деградацию личности.

Об авторе

А. В. Серый
Кемеровский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Аверин В. А. Механизм психического развития ребенка // Психология человека от рождения до смерти. СПб.: праймЕВРОЗНАК, 2002. С. 20–72.

2. Асеев В. Г. Возрастная психология. Иркутск, 1989. 195 с.

3. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психол. 1978. № 4. С. 30–34.

4. Дзятковская Е. Н. Организация ментальных структур ребенка как фактор его оздоровления: автореф. дис. ... д-ра биол. наук. Иркутск, 1998.

5. Запорожец А. В., Неверович Я. 3. О генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. 1974. № 6. С. 63.

6. Крайг Г. Психология развития; пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. 992 с.

7. Массен П., Конгер Дж., Каган Дж., Хьюстон А. Развитие личности ребенка; пер. с англ. М.: Прогресс, 1987. 272 с.

8. Мухина В. С. Детская психология. М.: Просвещение, 1985. 272 с.

9. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. СПб.: Питер, 2002. 640 с.

10. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия; пер. с англ. М.: Рефлбук; Киев: Ваклер, 1997. 320 с. ¶

11. Рыбалко Е. А. Становление личности // Социальная психология личности: сборник. Л.: Знание, 1974. С. 20–31.

12. Флейвелл Дж. X. Генетическая психология Жана Пиаже; пред. Ж. Пиаже; пер. с англ. М.: Просвещение, 1967. 623 с.

13. Формирование личности старшеклассника / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1989. 168 с.

14. Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник; пер. с англ, и нем.; общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

15. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997. 608 с.

16. Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995. 288 с.

17. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис; пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. М.: Прогресс, 1996. 344 с.


Для цитирования:


Серый А.В. Динамические аспекты функционирования системы личностных смыслов в контексте возрастного развития. Вестник Кемеровского государственного университета. 2007;(1):72-77.

Просмотров: 55


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)