Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Теоретические подходы к понятию «одаренность»

Полный текст:

Аннотация

Рассмотрены различные научные концепции одаренности, отражающие сложность и многомерность природы одаренности, невозможность выработки общих эталонов и стратегий развития для всех ее проявлений. Основные моменты одаренности: 1) это интегральное свойство личности (высокий уровень развития интеллекта, креативность, мотивационный компонент, благоприятная стимулирующая сред); 2) одаренность множественна; 3) это природный дар, комплекс природных задатков, генетически передаваемая база, основа для развития определенных способностей; 4) динамическое, изменяющееся во времени явление как по предмету и интенсивности проявления, так и по степени и характеру взаимосвязей между структурными компонентами. В современных теоретических концепциях одаренность рассматривается как сложное психологическое явление, включающее личность в целом; наряду с высоким уровнем развития интеллекта важным фактором считается творчество. Раскрытие одаренности во многом зависит от социального окружения и обучения, но при этом признается влияние внутренних условий – природных задатков (анатомо-физиологических особенностей).

Об авторе

Л. Г. Субботина
Кемеровский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Бабаева Ю. Д. Психологический тренинг для выявления одаренности: методическое пособие / под ред. В. И. Панова. М.: Молодая гвардия, 1997. 278 с.

2. Богоявленская Д. Б., Брушлинский А. В., Бабаева Ю. Д. и др. Рабочая концепция одаренности / науч. ред. В. Д. Шадриков. М.: Магистр, 1998. 68 с.

3. Горелова В. И., Степанов И. Вырастет талант... // Народное образование. 1996. № 8.

4. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер Ком, 2000. 356 с.

5. Матюшкин А. М. Загадки одаренности. Проблема практической диагностики. М.: Школа-пресс, 1993.

6. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 29–33.

7. Моляко В. А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросы психологии. 1994. № 5.

8. Одаренные дети; пер. с англ. / под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991. 376 с.

9. Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. 416 с.

10. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н. С. Лейтеса. М.: Академия, 1996. 416 с.

11. Репин С. Талантам надо помогать // Народное образование. 1996. № 8.

12. Савенков А. И. Детская одаренность как теоретическая проблема // Начальная школа. 2000. № 1.

13. Савенков А. И. Одаренный ребёнок в массовой школе. М.: Сентябрь, 2001. 208 с.

14. Савенков А. И. Основные подходы к разработке концепции одаренности // Педагогика. 1998. № 3.

15. Сиротин О. Необходимое условие – индивидуализация // Народное образование. 1996. № 8.

16. Хеллер К. А., Перлет К., Сиервальд В. Лонгитюдное исследование одаренности // Вопросы психологии. 1991. № 2.


Для цитирования:


Субботина Л.Г. Теоретические подходы к понятию «одаренность». Вестник Кемеровского государственного университета. 2007;(1):29-34.

Просмотров: 48


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)