Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Совместная мыслительная деятельность и ее применение в практике обучения

Аннотация

Рассмотрен комплекс приемов повышения результативности обучения, основанных на актуализации психологической структуры процесса обучения, ядром которого выступает совместная мыслительная деятельность, как способ решения проблемы эффективности любого педагогического воздействия на человека в конкретных условиях его жизнедеятельности. Организация совместной деятельности характеризуется: распределением ролей, включает взаимопонимание, рефлексию и требует моделирования ситуации взаимодействия. Она происходит через подражание действию другого (ученика, учителя), преобразование самих способов взаимодействия ученика с другим и со взрослым. Процесс совместной мыслительной деятельности развертывается проблемно либо при несовпадении целей, позиций, интересов, либо в случае неоднозначности интерпретации обучающимися смысла поступающей или порождаемой информации и предполагает специфическую форму общения – диалог, дискуссию. Качество личностных целей, позиций, интересов определяет качество совместной деятельности, которая может быть типа или сотрудничества, или соперничества.

Об авторах

Ирина Станиславовна Морозова
Кемеровский государственный университет
Россия


Е. О. Булгакова
Прокопьевский филиал КемГУ
Россия


Список литературы

1. Андреева Г. М. К построению теоретической схемы исследования социальной перцепции // Вопросы психологии. 1977. № 2. С. 3–14.

2. Белоусова А. К. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2002. 360 с.

3. Беляева А. В. Личностный аспект вербального взаимодействия в диаде // Психологические исследования общения / под ред. Б. Ф. Ломова. М: Наука, 1985. С. 192–206.

4. Брушлинский А. В., Поликарпов В. А. Мышление и обобщение. Самара: Самар. дом печати, 1999.

5. Выготский Л. С. Собр. соч. В 6 т. М.: Педагогика, 1982–1984. Т. 1. С. 145.

6. Джакупов С. М. Целеобразование в совместной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1985.

7. Донцов А. М., Саркисян Ш. В. Совместная деятельность как фактор межличностного восприятия в группе // Вопросы психологии. 1980. № 4. С. 38–49.

8. Дубовская Е. М. Межличностные предпочтения и характер взаимодействия в совместной деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности / под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: Изд- во МГУ, 1987. С. 130–140.

9. Клочко В. Е. Инициация мыслительной деятельности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1991.

10. Краснорядцева О. М. Психологические механизмы возникновения и регуляции мышления в реальной жизнедеятельности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М. 1996.

11. Кричевский Р. Л. Мотивационный потенциал руководителя как фактор мотивации групповой деятельности и удовлетворенности подчиненных групповым членством // Новые исследования в психологии. 1974. № 1 (9). С. 11–18.¶Кучинский Г. М. Диалог в процессе совместного решения мыслительных задач // Проблема общения в психологии / под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Наука, 1991.

12. Ломов Б. Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал. 1981. Т. 2. № 5. С. 3–22.

13. Ляудис В. Я. Продуктивная совместная деятельность учителя с учениками как метод формирования личности // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации / под ред. В. Я. Ляудис. М., 1984. С. 64–73.

14. Маствилискер Э. И. Индивидуальный стиль общения в совместной игровой и предметной деятельности // Вопросы психологии. 1989. № 3. С. 63–70.

15. Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. № 4.

16. Петровский В. А. Личность в психологии. М.; Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

17. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. М.: Междунар. пед. акад., 1999.

18. Полуэктова Н. М., Тихонов Б. Л. Влияние характера взаимодействия на эффективность совместной групповой мыслительной деятельности // Психологические исследования общения / под ред. Б. Ф. Ломова. М., 1985. С. 273–285.

19. Пономарев Я. А. Роль непосредственного общения в решении задач, требующих творческого подхода // Проблема общения в психологии / под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Наука, 1981. С. 79–91.

20. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987.

21. Совместная деятельность: методология, теория, практика / под ред. А. Л. Журавлева и др. М.: Наука, 1988.

22. Тихомиров О. К. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1984.

23. Уманский Л. И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии / под ред. Е. В. Шороховой. М., 1977. С. 54–71.

24. Цуканова Е. В. Влияние межличностных отношений на процесс общения в условиях совместной деятельности // Проблема общения в психологии. М., 1981.

25. Чернышев А. С. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1980.

26. Яноушек Я. Проблемы общения в условиях совместной деятельности // Вопросы психологии. 1982. № 6. С. 57–65.

27. Ярошевский М. Г. Руководитель в ролевой структуре первичного коллектива // Проблемы руководства научным коллективом. М., 1982. С. 50–73.


Для цитирования:


Морозова И.С., Булгакова Е.О. Совместная мыслительная деятельность и ее применение в практике обучения. Вестник Кемеровского государственного университета. 2007;(1):20-25.

Просмотров: 39


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)