Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Динамика адаптации студентов-первокурсников к образовательной среде медицинского вуза: к постановке проблемы

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-4-1039-1049

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена изучению изменений, происходящих в процессе адаптации студентов-первокурсников к образовательной среде медицинского вуза в течение первого года обучения. Избранный диагностический инструментарий и методы обработки данных (методика «Адаптированность студентов в вузе» Т. Д. Дубовицкой и А. В. Крыловой, опросник «Тревожность студентов» в модификации опросника Ж. Тейлор, многофункциональный критерий угловое преобразование φ-Фишера и параметрический критерий t-Стьюдента для зависимых выборок), интерпретация и обобщение результатов статистического анализа позволили сформулировать выводы о неоднозначном характере динамики адаптации первокурсников к образовательной среде медицинского вуза. Выявленные достоверные различия по показателям адаптации к учебной деятельности вносят существенные дополнения в научные представления о ведущей роли данного вида адаптации, носящего открытый, ярко выраженный и относительно быстрый по времени положительный характер. Отсутствие значимых различий по показателям тревожности на начало и конец учебного года свидетельствует о достаточно стабильном, с преобладанием среднего и повышенного уровней, эмоциональном фоне студентов в процессе адаптации, а также о существовании определенных аспектов в образовательной среде вуза, вызывающих у первокурсников устойчивые негативные переживания. Наряду с этим в эмоциональном состоянии респондентов в конце первого года обучения выделяется новый аспект волнений и тревог – межличностные отношения в студенческой группе. По нашему мнению, это связано со сменой ориентиров в процессе адаптации, отражающих становление сообщества первокурсников с активно протекающими процессами статусной дифференциации и перерастания диффузной группы в группу типа просоциальной ассоциации. Данный момент реорганизации и обретения группой нового состояния равновесия, нашедший отражение в исследовании, позволяет предположить иные, в сравнении с адаптацией к учебной деятельности, особенности динамики адаптации к студенческой группе, раскрывающие ее более продолжительный, латентный и детерминированный внутригрупповыми процессами характер.

Об авторе

М. Б. Чижкова
Оренбургский государственный медицинский университет
Россия
460000,  г. Оренбург, ул. Советская, 6


Список литературы

1. Резник С. Д., Черниковская М. В. Студенты России: жизненные приоритеты и социальная устойчивость. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2019. 242 с. DOI: 10.12737/monography_5c0a17c3a354f0.90572513

2. Луков В. А., Луков С. В. Адаптация к учебе в вузе отдельных проблемных групп первокурсников: эмпирические данные и теоретические выводы // Горизонты гуманитарного знания. 2017. № 5. С. 86–95. DOI: 10.17805/ggz.2017.5.7

3. Макарова А. Н. Адаптация студентов к профессионально-педагогической деятельности в условиях многоуровневого образования: дис. … канд. пед. наук. Н. Новгород, 2005. 189 с.

4. Нагаева Т. А., Пономарева Д. А., Басарева Н. И., Желев В. А., Ильиных А. А., Семенова А. А., Струкова А. И. Клиникопсихологическая оценка адаптационного процесса и поведенческих факторов риска у студентов высшей школы // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23613 (дата обращения: 22.11.2018).

5. Егоренко Т. А. Социально-психологическая адаптация личности в процессе профессионального становления. Тверь: Тверской гос. технич. ун-т, 2011. 103 с.

6. Жукова Т. А., Степанова Л. А. Социально-профессиональная адаптация студентов в системе высшего профессионального образования. Кемерово: Кемеровский полиграфкомбинат, 2007. 151 с.

7. Кудрявцев В. Т., Бережковская Е. Л., Кравцов О. Г., Меркулова О. П., Новикова Т. С., Перелыгина И. А., Прихожан А. М. Психология раннего студенческого возраста. М.: Проспект, 2014. 192 с.

8. Tinto V. Dropout from higher education: a theoretical synthesis of recent research // Review of Educational Research. 1975. Vol. 45. № 1. Р. 89–125.

9. Hurtado S., Carter D. F., Spuler A. Latino students transition to college: assessing difficulties and factors in successful college adjustment // Research in Higher Education. 1996. Vol. 37. № 2. Р. 135–157.

10. Chemers M. M., Hu L., Garcia B. F. Academic self-efficacy and first year college student performance and adjustment // Journal of Educational Psychology. 2001. Vol. 93. № 1. Р. 55–64.

11. Friedland L. J., Reid G. J., Shupak N., Cribbie R. Social support, self-esteem, and stress as predictors of adjustment to university among first-year undergraduates? // Journal of College Student Development. 2007. Vol. 48. № 3. Р. 259–274.

12. Clinciu A. lon. Adaptation and stress for the first year university students // Procedia-Social and Behavioral Scincse. 2013. Vol. 78. Р. 718–722. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.04.382

13. Власова Т. А. Социально-психологическая адаптация студентов младших курсов к условиям обучения в вузе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. №1. С. 13–22.

14. Современные проблемы адаптации обучающихся в социально-культурном пространстве образовательного учреждения: сб. мат-лов Всеросс. науч.-практ. конф. (Кемерово, 11 апреля 2013 г.) / сост. Е. В. Милькова, Ю. В. Жегульская, Т. И. Варова. Кемерово: КемГУКИ, 2013. 274 с.

15. Горбунова (Колотова) Е. В. Адаптация студентов 1–3 курсов бакалавриата / специалитета к университетской жизни (в НИУ Высшая школа экономики в 2011–2012 учебном году) // Эмпирические исследования. Universitas. 2017. № 1. С. 48–64.

16. Тюряпина И. В. Группы риска психической дизадаптации среди студентов-первокурсников вуза с различными типами акцентуации личности // Экология человека. 2014. № 3. С. 28–33.

17. Абишева З. С., Жетписбаева Г. Д., Даутова М. Б., Раисов Т. К., Айхожаева М. Т., Искакова У. Б., Асан Г. К., Исмагулова Т. М. Взаимосвязь образа жизни и культуры здоровья студентов с процессом адаптации к учебной деятельности // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 3-5. С. 495–498.

18. Михайлова Л. В., Мохаммад А., Авилова Т. М., Чумаков В. И. Междисциплинарный подход к психолого-педагогической адаптации студентов медицинского вуза // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2018. № 4. С. 135–139.

19. Симаева И. Н. Психология адаптации личности к изменениям жизнедеятельности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2006. 42 с.

20. Фатыхова Р. М., Иванченко Т. П., Зайнуллин А. М. Адаптация студентов-первокурсников к условиям обучения в вузе // Педагогический журнал Башкортостана. 2017. № 6. С. 59–70. DOI: 10.21510/1817-3292-2017-6-59-70

21. Бухарина Т. Л., Аверин В. А. Психолого-педагогические аспекты медицинского образования. Екатеринбург: УрО РАН, 2002. 405 с.

22. Заболотная С. Г. К вопросу об успешности адаптации студентов медицинского вуза // Ученые записки СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова. 2012. Т. 19. № 4. С. 17–20.

23. Михайлова Т. М. Динамика самооценки студентов 1 курса в процессе адаптации в вузе // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. № 51. С. 7–13.

24. Чижкова М. Б. Удовлетворенность учебно-профессиональной деятельностью студентов-первокурсников на начальном этапе обучения в медицинском вузе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. Режим доступа: http://www.science-education.ru/127-21304 (дата обращения: 22.11.2018).

25. Чижкова М. Б. Структура личности студентов-первокурсников с разным уровнем адаптации к образовательной среде медицинского вуза // Мир науки. 2017. Т. 5. № 3. Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/29PSMN317.pdf (дата обращения: 22.11.2018).

26. Чижкова М. Б. Ситуативная и личностная тревожность студентов медицинского вуза с различным характером адаптации к образовательной среде // European Social Science Journal. 2018. № 7-1. С. 360–369.

27. Дубовицкая Т. Д., Крылова А. В. Методика исследования адаптированности студентов в вузе // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. № 2. С. 1–12.

28. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2002. 752 с.

29. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. 3-е изд. СПб.: Речь, 2008. 392 с.

30. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2000. 350 с.

31. Кондратьев Ю. М., Сачкова М. Е. Специфика отношений межличностной значимости в студенческой группе на разных этапах обучения // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. № 1. С. 150–160.

32. Локаткова О. Н. Структурно-динамические характеристики психологической готовности личности к взаимодействию с образовательной средой вуза: автореф. дис. … канд. психол. наук. Саратов, 2017. 26 с.

33. Бабанин П. А. Социально-психологические особенности отношений авторитетности в студенческих группах современного российского вуза: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2015. 23 с.


Для цитирования:


Чижкова М.Б. Динамика адаптации студентов-первокурсников к образовательной среде медицинского вуза: к постановке проблемы. Вестник Кемеровского государственного университета. 2019;21(4):1039-1049. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-4-1039-1049

For citation:


Chizhkova M.B. Adaptation Dynamics of the First-Year Students to the Educational Environment of the Medical University. Bulletin of Kemerovo State University. 2019;21(4):1039-1049. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-4-1039-1049

Просмотров: 25


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)