Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Опыт психолого-педагогической коррекции ридингфобии у детей младшего школьного возраста: методические и нейрофизиологические аспекты

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-4-1014-1020

Полный текст:

Аннотация

Рассматривается явление ридингфобии, которое характеризуется иррациональным навязчивым страхом перед чтением, мешающим нормальному психоэмоциональному развитию и совершенствованию ребенка, что приводит к негативным последствиям в дальнейшей жизни. Представлен опыт разработки и реализации психолого-педагогической коррекции ридингфобии у детей. Систематически два раза в неделю с шестью учениками 1 класса проводились коррекционные занятия продолжительностью 40 минут. Они длились в течение 3–6 месяцев в зависимости от сложности каждого конкретного случая. Показаны 6 последовательных методических приемов, позволяющих эффективно нивелировать страх чтения: специфические действия совместной направленности психолога-педагога и родителей в условиях доброжелательной атмосферы, персональная работа с ребенком, использование специально подобранных текстов и приемов вовлечения ребенка в процесс чтения, индивидуальный подход к продолжительности занятий. Уделено внимание нейрофизиологическим особенностям данного явления. Определено, что ридингфобия – это боязнь, неприязнь к чтению и книге, которая часто возникает в период младшего школьного возраста. Апробированный опыт результативной коррекции может быть использован в реальной практике учителя начальных классов, при частном психолого-педагогическом консультировании в центрах помощи детям, испытывающим проблемы в обучении.

Об авторах

Л. А. Проскурякова
Новокузнецкий филиал (институт) Кемеровского государственного университета
Россия
654041, Новокузнецк, ул. Циолковского, 23


Т. А. Налимова
Новокузнецкий филиал (институт) Кемеровского государственного университета
Россия
654041, Новокузнецк, ул. Циолковского, 23


Список литературы

1. Налимова Т. А. Воспитание грамотного читателя в младшем школьном возрасте. Барнаул: Колмогоров И. А., 2017. 140 с.

2. Столяров Ю. Н. Коллективные монографии о чтении: аналитический обзор // Вестник культуры и искусств. 2017. № 4. С.182–195.

3. Невеличук В. В. Ридингфобия // Здоровье. 1991. № 10. С. 8–9.

4. Щербинина Ю. В. Бойся книг, домой приходящих // Знамя. 2015. № 8. Режим доступа: http://www.zh-zal.ru/znamia/2015/8/12ch.html (дата обращения: 10.03.2019).

5. Борисова И. В. Взаимосвязь школьной тревожности и мотивации учебной деятельности на этапе адаптации к обучению в 5-х классах // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 5. С. 22–28. DOI: 10.17759/pse.2018230503

6. Кириллова Е. В. Профилактика трудностей овладения чтением и письмом у детей с неврологической симптоматикой // Детская и подростковая реабилитация. 2010. № 1. С. 41–45.

7. Гольева Г. Ю. Исследование психолого-педагогической коррекции страхов у детей младшего школьного возраста // Концепт. 2015. № 2. С. 116–120. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/15048.htm (дата обращения: 10.03.2019).

8. Гузанова Т. В. Проблема метода психологического изучения школьных страхов учащихся начальных классов // Культурно-историческая психология. 2008. № 2. С. 91–96.

9. Кочетова Ю. А. Страхи современных дошкольников и их связь с особенностями детско-родительских отношений // Психологическая наука и образование. 2012. № 3. С. 77–87.

10. Менделевич В. Д., Соловьева С. Л. Неврозология и психосоматическая медицина. М.: МЕДпресс-информ, 2002. 607 с.

11. Потупчик Т. В., Эверт Л. С., Мирошниченко Е. В., Паничева Е. С. Характеристика и факторы риска дезадаптации и нервно-психических расстройств у детей первого года обучения в школе // Профилактическая медицина. 2014. № 6. С. 45–50. DOI: 10.17116/profmed201417645-50

12. Gloor P. Generalized cortico-reticular epilepsies. Some considerations on the pathophysiology of generalized bilaterally synchronous spike and wave discharge // Epilepsia. 1968. № 9. P. 249–263. DOI: 10.1111/j.1528-1157.1968.tb04624.x

13. Gloor P., Avoli M., Kostopoulos G. Thalamocortical relationships in generalized epilepsy with bilaterally synchronous spikeand-wave discharge // Generalized epilepsy: neurobiological approaches / eds. M. Avoli, P. Gloor, G. Kostopoulo, R. Naquet. Birkhauser, Boston, MA, 1990. P. 190–212. DOI: 10.1007/978-1-4684-6767-3_14

14. Цветков Е. А., Краснощекова Е. И., Веселкин Н. П., Харазова А. Д. Амигдала: нейроанатомия и нейрофизиология страха // Ж. эвол. биохим. и физиол. 2015. Т. 51. № 6. С. 406–418.

15. Тарасова С. Ю., Осницкий А. К. Психофизиологические и поведенческие показатели школьной тревожности // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 1. С. 59–68. DOI: 10.17759/pse.2015200107

16. Горьковая И. А. Страхи у детей и их преодоление // Педиатр. 2014. Т. 5. № 3. С. 128–133. DOI: 10.17816/PED53128-133

17. Фромм А. Азбука для родителей: как договориться с ребенком в любой ситуации / пер. И. Константиновой. М.: АСТ Прайм, 2017. 382 с.

18. Головина А. Г. Школьная фобия в структуре социофобических феноменов у подростков // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. 2009. № 4. С. 666–670.

19. Рудомазина В. М. Современная картина проявления тревожности у детей младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Т. 8. № 1. С. 76–85. DOI: 10.17759/psyedu.2016080107

20. Староверова М. С. Психологический синдром школьной неуспешности: теория и практика работы. Саратов: Вузовское образование, 2018. 103 c.

21. Кочетова Ю. А. Психологическая коррекция детских страхов // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. № 1. Режим доступа: http://psyedu.ru/journal/2012/1/2789.phtml (дата обращения: 14.03.2019).

22. Ковалевская А. А. Страхи детей младшего школьного возраста и способы их психокоррекции // Приволжский научный вестник. 2014. № 2. С. 176–179.

23. Панфилова М. А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков // Школьный психолог. 1999. № 8. С. 10–12. 24. Шишова Т. Л. Страхи – это серьезно. Как помочь ребенку избавиться от страхов. М.: Искатель, 1997. 92 с.


Для цитирования:


Проскурякова Л.А., Налимова Т.А. Опыт психолого-педагогической коррекции ридингфобии у детей младшего школьного возраста: методические и нейрофизиологические аспекты. Вестник Кемеровского государственного университета. 2019;21(4):1014-1020. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-4-1014-1020

For citation:


Proskuryakova L.A., Nalimova T.A. Pedagogical Correction of Reading Phobia in Primary School Pupils: Methodical and Neurophysiological Aspects. Bulletin of Kemerovo State University. 2019;21(4):1014-1020. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-4-1014-1020

Просмотров: 32


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)