Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Факторы профессионального стресса врачей и возможности повышения адаптивности к ним на этапе обучения в вузе

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-4-1005-1013

Полный текст:

Аннотация

Экстремальность условий и профессиональный стресс врачей обусловлены высоким уровнем ответственности за жизнь других людей, напряженностью и большим объёмом работы, сложностью взаимоотношений с пациентами и коллегами, а также рядом факторов производственной среды. Актуальность изучаемой проблемы обусловлена необходимостью сохранения физического и психического здоровья медицинских работников для повышения их адаптивности и устойчивости к экстремальным факторам профессиональной деятельности в условиях повседневного напряжения. Для повышения качества здравоохранения важно не только установить стресс-факторы профессиональной деятельности врача, но и определить условия повышения его адаптивности и стрессоустойчивости. Цель – обоснование возможностей повышения адаптивности будущих медиков на этапе их обучения на основе анализа факторов профессионального стресса у врачей. Стрессовыми факторами выступают ограниченное время приема пациента, несоответствие оплаты труда трудозатратам, физические нагрузки, общение с эмоционально неуравновешенными пациентами, ночные дежурства, высокий темп работы, высокий уровень ответственности за жизнь и здоровье других людей, неумение и невозможность переключить внимание на другие, кроме рабочих, проблемы, высокие требования к профессиональным характеристикам, предъявляемые пациентами. Обнаружена взаимосвязь адаптивности и стрессоустойчивости у врачей. Возраст и стаж работы не коррелируют с уровнем организационного стресса и уровнем адаптивности. Профиль врачебной деятельности и должность влияют на данные показатели в большей мере, чем возраст. На каждом возрастном этапе и стадии профессионального роста могут появляться специфические стрессоры, но на одних врачей они оказывают более сильное воздействие, на других – более слабое. У 90 % студентов-медиков уже имеет место высокий уровень организационного стресса. Не имея возможности повлиять на большинство факторов, вызывающих стресс у врача, можно наметить пути повышения стрессоустойчивости и адаптивности студентов-медиков, в частности через развитие их ключевых компетенций.

Об авторах

М. В. Погодаева
Иркутский государственный университет
Россия
664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1


Ю. В. Чепурко
Иркутский государственный медицинский университет
Россия
664003, г. Иркутск, ул. Красного Восстания, 1


О. А. Молокова
Иркутский филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации
Россия
664047, г. Иркутск, ул. Коммунаров, 3


Список литературы

1. Милерян Е. А. Психология труда и профессионального образования. Киев: НПП «Интерсервис», 2013. 290 с.

2. Пащенко М. В., Куташов В. А. К проблеме эмоционального выгорания у врачей // Молодой ученый. 2015. № 23. С. 368–370.

3. Винокур В. А. Синдром профессионального «выгорания» у врачей // Оптимизация больничной среды средствами новых технологий: мат-лы XXXVII науч. конф. СПбМАПО. (Санкт-Петербург, 15 апреля 2004 г.) СПб., 2004. С. 122–124.

4. Felton J. S. Burnout as a clinical entity – its importance in health care workers // Occuр. Med. 1998. Vol. 48. № 4. Р. 237–250. DOI: https://doi.org/10.1093/occmed/48.4.237

5. Купер К. Л., Дэйв Ф. Д., О'Драйсколл М. П. Организационный стресс: теории, исследования и практическое применение; пер. с англ. П. К. Власова. Харьков: Гуманитарный центр, 2007. 334 с.

6. Menon A., Munalula B., Glazebrook C. Stress in doctors: a pilot study of the University Teaching Hospital, Lusaka, Zambia // Journal of Psychology in Africa. 2007. Vol. 17. № 1-2. Р. 137–140. DOI: https://doi.org/10.1080/14330237.2007.10820159

7. Зарипова Э. М., Петров И. А., Чернавский А. Ф., Чернавский М. А. Организационно-психологические факторы формирования стресс-толерантности в профессиональной деятельности врачей стоматологов // Уральский медицинский журнал. 2016. № 7. С. 68–71.

8. Bhugra D., Bhui K. S., Gupta K. R. Burnout and stress among doctors and dentists in North India // International Journal of Culture and Mental Health. 2008. Vol. 1. № 1. Р. 24–29. DOI: https://doi.org/10.1080/17542860802102166

9. Clough B. A., Ireland M. J., March S. Development of the SOSS-D: a scale to measure stigma of occupational stress and burnout in medical doctors // Journal of Mental Health. 2019. Vol. 28. № 1. Р. 26–33. DOI: https://doi.org/10.1080/09638237.2 017.1370642

10. Wu S. Y., Li H. Y., Wang X. R., Yang S. J., Qiu H. A comparison of the effect of work stress on burnout and quality of life between female nurses and female doctors // Arch. Environ. Occuр. Health. 2011. Vol. 66. № 4. Р. 193–200. DOI: 10.1080/19338244.2010.539639

11. Dyrbye L. N., Thomas M. R., Massie F. S., Power D. V., Eacker A., Harper W., Durning S., Moutier C., Szydlo D. W., Novotny Р. J., Sloan J. A., Shanafelt T. D. Burnout and suicidal ideation among U.S. medical students // Ann. Intern. Med. 2008. Vol. 149. № 5. Р. 334–341.

12. Сидоров П. И., Парняков А. В. Клиническая психология. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. 880 с.

13. Shanafelt T. D., Balch C. M., Bechamps G., Russell T., Dyrbye L., Satele D., Collicott Р., Novotny Р. J., Sloan J., Freischlag J. Burnout and medical errors among American surgeons // Ann. Surg. 2010. Vol. 251. № 6. Р. 995–1000. DOI: 10.1097/SLA.0b013e3181bfdab3

14. Maslach C., Schaufeli W. B., Leiter M. Р. Job burnout // Annu. Rev. Psychol. 2001. № 52. Р. 397–422. DOI: 10.1146/annurev.psych.52.1.397

15. Корехова М. В. Факторы психической дезадаптации специалистов экстремального профиля деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2013. 24 с.

16. Винокур В. А., Рыбина О. В. Синдром профессионального выгорания у медицинских работников: психологические характеристики и методические аспекты диагностики // Психодиагностика и психокоррекция / под ред. А. А. Александрова. СПб.: Питер, 2008. С. 205–235.

17. Говорин Н. В., Бодагова Е. А. Синдром эмоционального выгорания у врачей // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. 2016. № 1. С. 98–106.

18. Siril H., Hirschhorn L. R., Hawkins C., Garcia M. E., Li M. S., Ismail S., Mdingi S. G., Chalamilla G., Fawzi W., Kaaya S. Stress, motivation and professional satisfaction among health care workers in HIV / AIDS care and treatment centers in urban Tanzania: a cross-sectional study // East Afr. J. Public Health. 2011. Vol. 8. № 1. Р. 17–24.

19. Lee F. J., Stewart M., Brown J. B. Stress, burnout, and strategies for reducing them: what’s the situation among Canadian family physicians? // Can. Fam. Physician. 2008. Vol. 54. № 2. Р. 234–235.

20. Kruger A., Bezuidenhout C. Factors influencing female doctors’ career decisions at Tshwane District Hospital, Pretoria // South African Family Practice. 2015. Vol. 57. № 1. Р. 12–17. DOI: https://doi.org/10.1080/20786190.2014.976971

21. Rogers M. E., Creed Р. A., Searle J. Emotional labour, training stress, burnout, and depressive symptoms in junior doctors // Journal of Vocational Education & Training. 2014. Vol. 66. № 2. Р. 232–248. DOI: https://doi.org/10.1080/13636820.20 14.884155

22. Benbassat J., Baumal R., Chan S., Nirel N. Sources of distress during medical training and clinical practice: Suggestions for reducing their impact // Medical Teacher. 2011. Vol. 33. № 6. Р. 486–490. DOI: https://doi.org/10.3109/014215 9X.2010.531156

23. Hays R. B., Lawson M., Gray C. Problems presented by medical students seeking support: A possible intervention framework // Medical Teacher. 2011. Vol. 33. № 2. Р. 161–164. DOI: https://doi.org/10.3109/0142159X.2010.509415

24. Rogers M. E., Creed Р. A., Searle J., Nicholls S. L. Coping with medical training demands: thinking of dropping out, or in it for the long haul // Studies in Higher Education. 2016. Vol. 41. № 9. Р. 1715–1732. DOI: https://doi.org/10.1080/0307507 9.2014.999318

25. Aboalshamat K., Hou X. Y., Strodl E. Psychological well-being status among medical and dental students in Makkah, Saudi Arabia: A cross-sectional study // Medical Teacher. 2015. Vol. 37. № 1. Р. 75–81. DOI: https://doi.org/10.3109/014215 9X.2015.1006612

26. Peisah C., Latif E., Wilhelm K., Williams B. Secrets to psychological success: why older doctors might have lower psychological distress and burnout than younger doctors // Aging Mental Health. 2009. Vol. 13. № 2. Р. 300–307. DOI: 10.1080/13607860802459831

27. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2008. 258 с.

28. Лазарева Л. П. Адаптивность личности как детерминанта душевного здоровья // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2013. № 2. С. 76–80.

29. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 329 c.

30. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. 488 c.

31. Поройский С. В., Доника А. Д., Еремина М. В. Врач как субъект экстремальной ситуации: проблема профессиональной готовности // Кубанский научный медицинский вестник. 2014. № 3. С. 99–102.

32. Молокова О. А. Развитие временной компетентности как условие сопровождения студентов на этапе адаптации с позиций личностно-центрированного подхода // Научное мнение. 2018. № 4. С. 67–73.


Для цитирования:


Погодаева М.В., Чепурко Ю.В., Молокова О.А. Факторы профессионального стресса врачей и возможности повышения адаптивности к ним на этапе обучения в вузе. Вестник Кемеровского государственного университета. 2019;21(4):1005-1013. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-4-1005-1013

For citation:


Pogodayeva M.V., Chepurko Y.V., Molokova O.A. Physicians’ Occupational Stress: Factors and Teaching Adaptability at Medical Schools. Bulletin of Kemerovo State University. 2019;21(4):1005-1013. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-4-1005-1013

Просмотров: 31


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)