Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Бригадный подход к диагностике и коррекции трудностей обучения в общеобразовательной начальной школе

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-4-998-1004

Полный текст:

Аннотация

Представлен анализ возможностей бригадного подхода в сопровождении детей с трудностями в обучении и адаптации в общеобразовательной школе, описаны возможности нейропсихологического подхода в сочетании с бригадным методом работы. Предложены этапы диагностического и коррекционного процесса с учетом специфики массовой общеобразовательной школы. Цель – анализ возможностей применения бригадного метода, основанного на нейропсихологическом подходе в общеобразовательной школе. Описаны 4 этапа диагностического и коррекционного процесса в аспекте реализации бригадного подхода в сопровождении детей с трудностями в обучении. В диагностике использован метод группового и индивидуального нейропсихологического обследования детей с использованием Луриевской батареи, адаптированной для детского возраста, c количественной оценкой данных; была применена модифицированная методика «Корректурная проба» и гештальт-тест Бендер. Описан метод многоступенчатой диагностики, адаптированный к условиям массовой общеобразовательной школы. Представлены результаты диагностики с описанием структуры когнитивного дефекта у первоклассников. Дана оценка возможностей применения бригадного метода, основанного на нейропсихологическом подходе в общеобразовательной школе, а также возможностей школы в сопровождении детей группы риска.

Об авторах

А. В. Плотникова
Лицей № 109
Россия
620146, Екатеринбург, ул. Волгоградская, 37б


Ж. М. Глозман
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Россия
119991, г. Москва, Ленинские Горы, 1


Список литературы

1. Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста. 2-е изд. М.: Юрайт, 2017. 268 с.

2. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста. СПб.: Питер, 2008. 288 с.

3. Яницкий М. С., Серый А. В., Иванов М. С., Утюганов А. А., Хакимова Н. Р. Постнеклассическая педагогическая психология: ценностно-смысловой тренд. Кемерово: КРИРПО, 2017. 202 с.

4. Children with learning problems / eds. Sapir S. G., Nitzberg A. C. N. Y.: Behavioral Publications, 1973. 150 р.

5. Ахутина Т. В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе // I Междунар. конф. памяти А. Р. Лурия / под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. М.: Изд-во РПО, 1998. С. 201–208.

6. Выготский Л. С. Кризис семи лет // Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4: Детская психология. М.: Педагогика, 1984. С. 376–385.

7. Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении / под ред. Ж. М. Глозман. М.: Генезис, 2016. 336 с.

8. Микадзе Ю. В. Нейропсихологический анализ формирования психических функций у детей // I Междунар. конф. памяти А. Р. Лурия / под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. М.: Изд-во РПО, 1998. С. 225–231.

9. Марковская И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. М.: Компенсцентр, 1993. 198 с.

10. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Методология нейропсихологического сопровождения детей с неравномерностью развития психических функций // А. Р. Лурия и психология XXI века: доклады II Междунар. конф., посвященной 100-летию со дня рождения А. Р. Лурия / под ред. Т. В. Ахутиной, Ж. М. Глозман. М.: Смысл, 2003. С. 181–189.

11. Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М.: Изд-во МГУ, 1985. 190 с.

12. Hynd G. W., Obrzut J. E. School neuropsychology // Journal of school psychology. 1981. Vol. 19. № 1. Р. 45–50.

13. Brain development and cognition: a reader. 2nd ed. / eds. Johnson M. H., Munakata Y., Gilmore R. O. Oxford: Blackwell, 1993. 560 р.

14. Davidson M. C., Amso D., Anderson L. С., Diamond A. Development of cognitive control and executive functions from 4 to 13 years: Evidence from manipulations of memory, inhibition, and task switching // Neuropsychologia. 2006. Vol. 44. № 11. Р. 2037–2078. DOI: 10.1016/j.neuropsychologia.2006.02.006

15. Gaddes W. H. An examination of the validity of neuropsychological knowledge in educational diagnosis and remediation // Neuropsychological assessment and the school-aged child: issues and procedures / eds. Hynd G. W., Obrzut J. E. N. Y.: Grune&Stratton, 1981. Р. 27–85.

16. Gerstadt C. L., Hong Y. J., Diamond A. The relationship between cognition and action: performance of children 3 1/2-7 years old on a Stroop-like day-night test // Cognition. 1994. Vol. 53. № 2. Р. 129–153.

17. Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьников. М.: ИнтелТех, 1994. 231 с. 18. Hongwanishkul D., Happaney K.R., Lee W. S. C., Zelazo Р. D. Assessment of hot and cool executive function in young children: age-related changes and individual differences // Developmental Neuropsychology. 2005. Vol. 28. № 2. Р. 617–644.

18. Лебединский В. В. Проблема развития в норме и патологии // I Междунар. конф. памяти А. Р. Лурия / под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. М.: Изд-во РПО, 1998. С. 193–201.

19. Глозман Ж. М., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика детей школьного возраста. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Смысл, 2018. 175 с.

20. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / под ред. Т. В. Ахутиной, О. В. Ишанковой. М.: В. Секачев, 2008. 128 с.

21. Менчинская Н. А., Моро М. И. Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах. М.: Просвещение, 1965. 224 с.

22. Глозман Ж. М. Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная оценка данных. М.: Смысл, 2012. 264 с.

23. Лови О. В., Белопольский В. И. Зрительно-моторный гештальт-тест Бендер. М.: Когито-Центр, 2003. 42 с.

24. Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении. М.: Педагогическое общество России, 2001. 238 с.

25. Шимамура А. П., Печенкова Е. В. Лобные доли и регуляция познавательной активности // А. Р. Лурия и психология XXI века: доклады II Междунар. конф., посвященной 100-летию со дня рождения А. Р. Лурия / под ред. Т. В. Ахутиной, Ж. М. Глозман. М.: Смысл, 2003. С. 80–90.

26. Filippello Р., Buzzai C., Costa S., Sorrenti L. School refusal and absenteeism: perception of teacher behaviors, psychological basic needs, and academic achievement // Front. Psychol. 2019. Vol. 10. Р. 57–62. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.01471

27. Bailey R., Meland E. A., Brion-Meisels G., Jones S. M. Getting developmental science back into schools: can what we know about self-regulation help change how we think about "no excuses"? // Front. Psychol. 2019. Vol. 10. Р. 78–97. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.01885

28. Krispenz A., Gort C., Schültke L., Dickhäuser O. How to reduce test anxiety and academic procrastination through inquiry of cognitive appraisals: a pilot study investigating the role of academic self-efficacy // Front. Psychol. 2019. Vol. 10. Р. 37–42. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.01917


Для цитирования:


Плотникова А.В., Глозман Ж.М. Бригадный подход к диагностике и коррекции трудностей обучения в общеобразовательной начальной школе. Вестник Кемеровского государственного университета. 2019;21(4):998-1004. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-4-998-1004

For citation:


Plotnikova A.V., Glozman J.M. Team Approach to Diagnostic and Correction of Learning Problems in a Public Primary School. Bulletin of Kemerovo State University. 2019;21(4):998-1004. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-4-998-1004

Просмотров: 123


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)