Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

ВОВЛЕЧЕНИЕ С ПОЗИЦИЙ РИТОРИЧЕСКОЙ КРИТИКИ

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2015-4-89-96

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается сущность категории вовлечения с позиции риторической критики как одной из версий критического дискурс-анализа. Признавая значимость вовлечения как дискурсивного, когнитивного и социального феномена, авторы обращают внимание на случаи такого взаимодействия, в котором одна из сторон реализует свои властные полномочия, а другая – вынужденно подчиняется ей. Ярким примером вовлечения, предполагающим изначальное неравноправие сторон, служит дискурс террористической организации. Разработка фреймовой модели вовлечения, свойственного данной организации, помогла систематизировать описание феномена на уровнях (слотах) социокоммуникативного контекста, стадий реализации вовлечения, дискурсивного строя. В свою очередь, детализация параметров дискурсивного строя позволила установить множество ячеек слота, при соотнесении с которыми можно рассматривать закономерности дискурсивной реализации власти. В статье особое внимание уделяется таким параметрам дискурсивного строя, как «Лексика» и «Локальные значения». В частности, на примере использования арабизма «зиярат», подвергшегося семантической транспозиции при попадании в речевую среду нелегального сообщества, устанавливаются и интерпретируются приметы межличностной асимметрии вовлекающего дискурса. К таковым приметам отнесены: факт арготизации арабизма, её семантический результат, поведение арготизма в словосочетаниях и предложениях, а также его появление в предписывающих и объяснительных пассажах.

Об авторах

П. А. Катышев
Кемеровский государственный университет
Россия


Б. Е. Кильдибекова
Инновационный Евразийский университет, Павлодар
Казахстан


Список литературы

1. Антипов А. Г., Араева Л. А., Артёмова Т. В., Арышева А. Ю., Валишина Д. А., Катышев П. А., Лисова О. О., Оленёв С. В., Паули Ю. С., Соснина Ю. А., Стрыгина О. В., Татаринова А. В. Риторика: учебное пособие. Кемерово, 2011. 338 с.

2. Гофман Э. Отчуждение от взаимодействия // Ритуал взаимодействия: Очерки поведения лицом к лицу. М.: Смысл, 2009. С. 138 – 164.

3. Дейк Т. А. ван. Дискурс и власть: Репрезентация доминирования в языке и коммуникации. М.: ЛИБРОКОМ, 2013. 344 с.

4. Ислам: энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991. 315 с.

5. Катышев П. А., Оленев С. В. Влияние синтактики языка на языковую личность как проблема риторической критики // Сибирский филологический журнал. 2010. № 4. С. 191 – 199.

6. Медведева С. Ю. Риторика и риторическая критика в США // Неориторика: Генезис, проблемы, перспективы. М., 1987. С. 91 – 13.

7. Паршин П. Б. Речевое воздействие // Энциклопедия Кругосвет. Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/RECHEVOE_VOZDESTVIE.html?page (дата обращения: 13.08.2015).

8. Смолененкова В. В. Риторическая критика как филологический анализ публичной аргументации: дис. … канд. филол. наук. М., 2005. 248 c.

9. Araeva L. A., Artemova T. V., Katyshev P. A., Olenev S. V., Pauli Ju. S., Sokolova S. K. Word-building mechanism of functioning of drug addicts’ jargon (a case study of regional sociolinguistic research and data of substandard lexicography) // Life Science Journal. 2014. 11(12). P. 400 – 404. Режим доступа: http://www.lifesciencesite.com. (дата обращения: 13.08.2015).

10. Besnier N. Involvement // R. E. Asher et al., eds. Encyclopedia of Language and Linguistics. Vol. 4. Oxford: Pergamon Press, 1994. P. 1770 – 1772.

11. Besnier N. Involvement in linguistic practice: An ethnographic appraisal // Journal of Prugmatics. 22 (1994). P. 279 – 299.

12. Chafe W. L. Integration and involvement in speaking, writing, and oral literature // Deborah Tannen, ed. Spoken and written language: Exploring orality and literacy. Norwood: NJ: Ablex, 1982. P. 35 – 53.

13. Chafe W. L. Linguistic differences produced by differences between speaking and writing // David R. Olson, Nancy Torrance and Angela Hildyard, eds. Literacy, language, and learning: The nature and consequences of reading and writing. Cambridge: Cambridge University Press., 1985. P. 105 – 123.

14. Chafe W. L., Danielewicz J. Properties of spoken and written language / Rosalind Horowitz and S. J. Samuels, eds. Comprehending oral and written language. New York: Academic Press, 1987. P. 83 – 113.

15. Gumperz J. J. Discourse strategies. Cambridge: Cambridge University Press, 1982. 240 p.

16. Haugerud A., Njogu K. State voices in the countryside: Politics and the Kenyanbaraza // orking Papers in African Studies, 159. Boston: African Studies Center, Boston University, 1991. 46 p.

17. Tannen D. Relative focus on involvement in oral and written discourse // David R. Olson, Nancy Torrance, Angela Hildyard. Literacy, language, and learning: The nature and consequences of reading and writing. Cambridge: Cambridge University Press, 1985. P. 124 – 147.


Для цитирования:


Катышев П.А., Кильдибекова Б.Е. ВОВЛЕЧЕНИЕ С ПОЗИЦИЙ РИТОРИЧЕСКОЙ КРИТИКИ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2015;4(4):89-96. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2015-4-89-96

For citation:


Katyshev P.A., Kildibekova B.E. INVOLVEMENT FROM THE STANDPOINT OF RHETORICAL CRITICISM. Bulletin of Kemerovo State University. 2015;4(4):89-96. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2015-4-89-96

Просмотров: 122


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)