Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Структура и свойства концепта экономический заголовок в немецкоязычной лингвокультуре

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-3-860-868

Полный текст:

Аннотация

В статье представлены результаты анализа заглавий статей на экономическую тематику из немецкоязычных периодических изданий в период после мирового экономического кризиса. Дается теоретическое обоснование концептуальной природы газетно-журнального заголовка, выделяются его свойства как текстового лингвокультурного концепта. Вербальные репрезентанты концепта экономический заголовок, существующего в континууме немецкоязычного экономического медиадискурса, составляют предмет настоящего исследования. Особое внимание уделяется описанию процесса когниции заглавия реципиентом посредством интерпретации заключенного в нем предзнания. В результате анализа выявлены различные когнитивные стратегии журналистов и варьирование вербального наполнения заглавий. Все множество заголовков статей экономической тематики, существующих в немецкоязычной журналистике, признаются актуализаторами концепта экономический заголовок. Неизменным при их конструировании является активное включение элементов заголовочного комплекса в процесс когниции текста. Многоуровневая структура позволяет вместить в заглавие максимальный объем информации и предоставить реципиенту необходимый объем предзнания о тематике статьи. Такой подход, ускоряющий процесс когниции заглавия, продиктован недостатком времени у читателя для ознакомления с полным текстом статьи. Принятые нормы построения заглавия как элемента газетно-журнального текста отражают познание экономической реальности в немецкоязычной лингвокультуре.

Об авторе

С. В. Чертоусова
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва
Россия
430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68


Список литературы

1. Васильева Т. В. Когнитивные механизмы формирования и функционирования заголовка // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2006. № 1. С. 154–171.

2. Веселова Н. А. Онтология заглавия в лирике // Проблемы и методы исследования литературного текста. Тверь: Изд-во Твер. ун-та, 1997. С. 25–33.

3. Ракитина С. В., Ефремова Н. В. Заглавие как основной текстовый концепт (на материале книг Н. М. Амосова «Мысли и сердце» и Ф. Гуглова «Сердце хирурга») // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2014. № 2. С. 48–53.

4. Суртаева А. В. Заглавие художественного текста как элемент его информационной структуры: на материале заглавий англоязычных художественных произведений XX–XXI вв.: автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2012. 21 с.

5. Чурилина Л. Н. Лексическая структура художественного текста: принципы антропоцентрического исследования. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. 283 с.

6. Тарасенко Е. В. К вопросу о базовых синтаксических концептах // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2014. № 5. С. 117–120.

7. Беседина Н. А. Морфология: от морфемы к морфологически передаваемому концепту // Научный результат. 2015. № 1. С. 4–13.

8. Ковалева Л. В. Особенности фразеологических концептов // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2018. № 4. С. 85–92.

9. Орлова О. В. Когнитивно-стилистический анализ текстовых концептов в контексте современных лингвоконцептологических исследований // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 326. С. 34–37.

10. Камышева О. С., Петров М. В. Культурные концепты в политическом дискурсе // Политическая лингвистика. 2015. № 1. С. 268–270.

11. Болонева М. Л. Концепты Woman и Man в дискурсе сказки // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2014. № 1. С. 41–49.

12. Турлачёва Е. Ю. Заголовок англоязычного прозаического текста в аспекте его структурной модели (на материале коротких рассказов XIX–XXI веков) // Вестник Вятского государственного университета. 2008. № 1-2. С. 33–40.

13. Попова З. Д., Стернин И. А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1999. 32 с.

14. Демьянков В. З. Когниция и понимание текста // Вопросы когнитивной лингвистики. 2005. № 3. С. 5–10.

15. Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ: Восток-Запад, 2007. 314 с.

16. Лазарева Э. А. Системно-стилистические характеристики газеты. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1993. 165 с.

17. Гуревич С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра. М.: Аспект-Пресс, 2004. 288 с.

18. Лазарева Э. А. Конституирующие особенности интернет-рекламы // Политическая лингвистика. 2008. № 3. С. 142–148.

19. Зекиева П. М., Морозова М. Е. Заголовочный комплекс как социотехнический конструкт в немецкой публицистике // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего: межвуз. сб. науч. тр. Пенза, 2011. Вып. 15. С. 93–97.

20. Фреге Г. Логика и логическая семантика. М.: Аспект-Пресс, 2000. 512 с.

21. Schneider W., Esslinger D. Die Überschrift: Sachzwänge – Fallstricke – Versuchungen – Rezepte. Wiesbaden: Springer VS, 2015. 178 S.

22. Hooffacker G. Journalismus lehren: 10 Jahre Journalistenakademie. München: Verlag Dr. Gabriele Hooffacker, 2010. 147 S.

23. Thompson M. 10 questions to help you write better headlines // The Complete Guide to Article Writing: How to Write Successful Articles for Online and Print Markets. Writer's Digest Books, 2013. 298 p.

24. Liesem K. Professionelles Schreiben für den Journalismus. Springer-Verlag, 2015. 173 S.

25. Machill M. Journalistische Recherche im Internet: Bestandsaufnahme journalistischer Arbeitsweisen in Zeitungen, Hörfunk, Fernsehen und Online. Berlin: Vistas, 2008. 406 S.

26. Neuberger Ch. Journalismus im Internet: Profession – Partizipation – Technisierung. Berlin: Springer-Verlag, 2009. 354 S.

27. Fraas C., Meier S., Pentzold Ch. Online-Diskurse: Theorien und Methoden transmedialer Online-Diskursforschung. Köln: Herbert von Halem Verlag, 2014. 432 S.


Для цитирования:


Чертоусова С.В. Структура и свойства концепта экономический заголовок в немецкоязычной лингвокультуре. Вестник Кемеровского государственного университета. 2019;21(3):860-868. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-3-860-868

For citation:


Chertousova S.V. Structure and Characteristics of the Concept "Economic Headline" in German Linguaculture. Bulletin of Kemerovo State University. 2019;21(3):860-868. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-3-860-868

Просмотров: 63


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)