Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Электронный художественный текст в рамках текстологии постструктурализма

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-3-821-829

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена анализу феномена электронного художественного текста. Цель данного исследования заключается в выявлении структурно-семантических особенностей электронных художественных текстов в рамках текстологических идей постструктурализма. Появление электронного художественного текста во многом обусловлено не только развитием информационных компьютерных технологий XXI в., но и философскими и лингвистическими идеями постструктуралистов. Постструктуралистская перспектива в проекции нового типа текста не была повторена буквально на технологическом уровне его реализации, однако общие постулаты постструктуралистов относительно концепции текста (ризоматичность, децентрированность, фрагментарность, интертекстуальность, симулятивность) нашли отражение в структуре электронного художественного текста. В частности, попытка выстроить в электронной среде единство семиотически разнородных компонентов становится своего рода отражением постструктуралистской идеи о дезорганизованном характере мира, хаотичности. Стремление обеспечить навигацию внутри этого многокомпонентного единства за счет гиперссылок на основе ключевых слов является продолжением мысли о тотальной взаимосвязанности всех элементов структуры – интертекстуальности. Феномен интертекстуальности, определивший кульминацию децентризма и номадизма в формах существования текста, тесно связан с концепцией ризомы и гипертекстуальности. В исследовании используются общенаучные методы наблюдения и описания в сочетании с методом сравнительного анализа языкового материала. Материалами исследования являются электронные художественные тексты на основе Adobe Flash и HTML. В результате исследования автор приходит к выводу о том, что именно восприятие и сам процесс погружения в электронную виртуальную реальность произведения, подкрепленную в большинстве случаев ее визуальной реализацией, а не артефакт как конечный продукт деятельности автора, становятся главными в электронной литературе XXI в. Электронный художественный текст является воплощением постструктуралистского представления о новом эстетическом объекте, утратившем свою целостность, композиционную однозначность, стабильность и открывшийся воздействию извне.

Об авторе

С. А. Кучина
Новосибирский государственный технический университет
Россия
630073, Новосибирск, пр. К. Маркса, 20


Список литературы

1. Барт Р. Избранные труды. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. 616 с.

2. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. М.: ПОСТУМ, 2015. 240 с.

3. Делез Ж., Гваттари Ф. Ризома («Тысяча плато», глава первая) // Альманах «Восток». 2005. № 11/12. Режим доступа: http://www.situation.ru/app/j_art_1023.htm (дата обращения: 08.01.2019).

4. Деррида Ж. Письмо и различие. М.: Академический проект, 2000. 237 с.

5. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. М.: Прогресс, 2000. С. 427–457.

6. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб.: Алетейя, 1998. 201 с.

7. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М.: Прогресс, 1977. 407 с.

8. МакЛюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатной культуры. Киев: Ника-центр, Эльга, изд. дом Дмитрия Бураго, 2003. 206 с. Режим доступа: http://yanko.lib.ru/books/media/mcluhan%3Dgalaktika_gutenberga.pdf (дата обращения: 08.01.2019).

9. Лутовинова О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса: дис. … д-ра филол. наук. Волгоград, 2009. 519 с.

10. Носов Н. А. Виртуальная реальность // Вопросы философии. 1999. № 10. С. 152–164.

11. Чертов Л. Ф. Виртуальное пространство изображений // Виртуальное пространство культуры: мат-лы науч. конф. (СПб., 11–13 апреля 2000 г.) СПб.: СПбФО, 2000. С. 53–55.

12. Хайм М. Метафизика виртуальной реальности. От наивного реализма к ирреализму // Возможные миры и виртуальная реальность / сост. В. Я. Друк, В. П. Руднев. М., 1995. Вып. I. С. 96–128.

13. Дедова О. В. Лингвистическая концепция гипертекста: основные понятия и терминологическая парадигма // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 2001. № 4. С. 22–36.

14. Чернявская В. Е. Текст в медиальном пространстве. М.: URSS, 2013. 232 с.

15. Ван Дейк Т. А. Вопросы прагматики текста // Новое в зарубежной лингвистике. 1978. Вып. 8. Лингвистика текста. C. 259–336.

16. Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. 312 с.

17. Perrone-Moises L. L‘intertextualite critique // Poetique. 1976. № 27. Р. 372–384.

18. Витгенштейн Л. Философские работы. М.: Гнозис, 1994. Ч. I. 612 с.

19. Витгенштейн Л. Философские работы. М.: Гнозис, 1994. Ч. II. 206 с.

20. Женетт Ж. Фигуры. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. 944 с.

21. Marino M., Wittig R. Netprov: Elements of an Emerging Form // Dichtung Digital. 2012. № 42. Режим доступа: http://www.dichtung-digital.de/en/journal/aktuelle-nummer/?postID=577 (дата обращения: 08.01.2019).

22. Hayles K. N. The Borders of Madness // Science Fiction studies. 1991. Vol. 18. № 3. P. 321–323.

23. Sobchack V. Baudrillard’s obscenity // Science Fiction studies. 1991. Vol. 18. № 3. P. 327–329.

24. Porush D. The architextuality of transcendence // Science Fiction studies. 1991. Vol. 18. № 3. P. 323–325.

25. Ballard J. G. A Response to the Invitation to Respond // Science Fiction studies. 1991. Vol. 18. № 3. P. 329.


Для цитирования:


Кучина С.А. Электронный художественный текст в рамках текстологии постструктурализма. Вестник Кемеровского государственного университета. 2019;21(3):821-829. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-3-821-829

For citation:


Kuchina S.A. Electronic Literary Text in the Framework of Post-Structuralism Textology. Bulletin of Kemerovo State University. 2019;21(3):821-829. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-3-821-829

Просмотров: 22


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)