Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Имитация и способность формировать социальный опыт на основе модели психического в дошкольном возрасте

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-3-751-762

Полный текст:

Аннотация

В статье обсуждается проблема базовых нарушений и дефицита модели психического как способности перевести перспективу действий другого человека в перспективу собственных действий в процессе имитации. На выборке из 124 детей дошкольного возраста произведено сравнение развития модели психического и имитации в трех контрастных группах: обычно развивающиеся дети, дети с задержкой психического развития и задержкой речевого развития. Найдены групповые различия имитации в соотношении к уровню модели психического на группах дошкольников с разными формами атипичного развития. Полученные данные о различной степени родства оценки развития модели психического и имитации в разных клинических группах дополняют понимание врожденных основ социального познания. Показано, что нарушения, связанные с имитацией, могут выступать в качестве объяснения когнитивных аспектов дефицита развития модели психического у детей дошкольного возраста и могут быть универсальным, основным симптомом, который нарушает раннее социальное взаимодействие и в конечном итоге приводит к каскаду социальных и коммуникационных дефицитов. Анализ результатов исследования позволяет прийти к выводу, что для продуктивного выполнения имитационных схем необходимо понимание и распознавание ментальных состояний собеседника и их организации в ментальные модели (единичные, ситуативные и внеситуативные). Можно сделать вывод, что имитация возникает вслед за возрастающей способностью ребёнка интегрировать информацию о себе, другом человеке и об объединении своих намерений и намерений другого человека по отношению к внешнему объекту (триадические отношения).

Об авторе

Я. К. Смирнова
Алтайский государственный университет
Россия
656049, г. Барнаул, пр-т Ленина, 61


Список литературы

1. Meltzoff A. N., Gopnik A. The role of imitation in understanding persons and developing a theory of mind // Baron-Cohen S., Tager-Flusberg H. Understanding other minds: Perspectives from autism. N. Y.: Oxford University Press, 1993. P. 335–366.

2. Ingersoll B., Gergans S. The effect of a parentimplemented naturalistic imitation intervention on spontaneous imitation skills in young children with autism // Research in Developmental Disabilities. 2007. № 28. P. 163–175.

3. Ingersoll B. Pilot randomized controlled trial of Reciprocal Imitation Training for teaching elicited and spontaneous imitation to children with autism // Autism Dev Disord. 2010. № 40. P. 1154–1160. DOI: 10.1007/s10803-010-0966-2

4. Uzgiris I. Imitation as activity: Its developmental aspects // Nadel J., Butterworth G. Imitation and Autism. Imitation in infancy. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1999. P. 186–206.

5. Rogers S., Pennington B. A theoretical approach to the deficits in infantile autism // Developmental Psychology. 1991. № 3. P. 137–162.

6. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 3. 368 с.

7. Обухова Л. Ф., Шаповаленко И. В. Формы и функции подражания в детском возрасте. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. 112 с.

8. Ingersoll B., Dvortcsak A., Whalen C., Sikora D. The effect of a developmental, social pragmatic language intervention on expressive language skills in young children with autism spectrum disorders // Focus on Autism and Other Developmental Disabilities. 2005. № 20. P. 213–222.

9. Nadel J. Perception-action coupling and imitation in autism spectrum disorder // Developmental Medicine, Child Neurology. 2015. № 57. P. 55–58.

10. Nadel J., Guerini C., Peze A., Rivet C. The evolving nature of imitation as a format for communication // Nadel J., Butterworth G. Imitation in infancy. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1999. P. 209–233.

11. Nadel J. Does imitation matter to children with autism? // Rogers S. J., Williams J. H. G. Imitation and the Social Mind: Autism and typical development. N. Y.: The Guilford Press, 2006. P. 118–137.

12. Jones S. Imitation in infancy: the development of imitation // Psychological Science. 2007. № 18. P. 593–599.

13. Killen M., Uzgiris I. C. Imitation of actions with objects: The role of social meaning // Journal of Genetic Psychology. 1981. № 138. P. 219–229.

14. Elsner B. Infants' imitation of goal-directed actions: The role of movements and action effects // Acta Psychologica. 2007. № 124. P. 44–59.

15. Young G. S., Rogers S. J., Hutman T., Rozga A., Sigman M., Ozonoff S. Imitation from 12 to 24 months in autism and typical development: a longitudinal Rasch analysis // Developmental Psychology. 2011. № 47. P. 1565–1578. DOI: 10.1037/a0025418

16. Ingersoll B. Teaching imitation to children with autism: A focus on social reciprocity // The Journal of Speech and Language Pathology – Applied Behavior Analysis. 2007. № 2. P. 269–277.

17. Trevarthen C., Kokkinaki T., Fiamenghi G. What infants' imitations communicate: With mothers, with fathers and with peers // Nadel J., Butterworth G. Imitation in infancy. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1999. P. 127–185.

18. Waxler C., Yarrow M. An observational study of maternal models // Developmental Psychology. 1975. № 11. P. 485–494.

19. Kuczynski L., Zahn-Waxler C., Radke-Yarrow M. Development and content of imitation in the second and third years of life: A socialization perspective // Developmental Psychology. 1987. № 23. P. 276–282.

20. Eckerman C. O. Toddlers' achievement of coordinated action with conspecifics: A dynamic systems perspective // Smith L. B., Thelen E. A dynamic systems approach to development: Applications. Cambridge, MA: The MIT Press, 1993. P. 333–357.

21. Grusec J., Abramovitch R. Imitation of peers and adults in a natural setting: A functional analysis // Child Development. 1982. № 53. P. 636–642.

22. Baudonniere P. Evolution in mode of social exchange in 2, 3, and 4 year old peers // European Bulletin of Cognitive Psychology. 1988. № 8. P. 241–263.

23. Morrison H., Kuhn D. Cognitive aspects of preschoolers’ peer imitation in a play situation // Child Development. 1983. № 54. P. 1041–1053.

24. Baron Cohen S., Campbell R., Karmiloff Smith A., Grant J., Walker J. Are children with autism blind to the mentalistic significance of the eyes? // British Journal of Developmental Psychology. 1995. № 13. P. 379–398. DOI: 10.1111/j.2044-835X.1995.tb00687.x

25. Kasari C., Sigman M., Mundy P., Yirmiya N. Affective sharing in the context of joint attention interactions of normal, autistic, and mentally retarded children // Journal of Autism and Developmental Disorders. 1990. № 20. P. 87–100.

26. Mundy P., Sigman M., Ungerer J., Sherman T. Nonverbal communication and play correlates of language development in autistic children // Journal of Autism and Developmental Disorders. 1987. № 17. P. 349–364.

27. Sigman M., Ungerer J. Cognitive and language skills in autistic, mentally retarded and normal children // Developmental Psychology. 1984. № 20. P. 293–302.

28. Yirmiya N., Kasari C., Sigman M., Mundy P. Facial expressions of affect in autistic, mentally retarded and normal children // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1989. № 30. P. 725–735.

29. Rogers S. J., Williams J. H. G. Imitation in Autism Findings and Controversies // Rogers S. J., Williams J. H. G. Imitation and the Social Mind: Autism and Typical Development. N. Y.: Guilford press, 2006. P. 277–309.

30. Bellini S., Akullian J. A meta-analysis of video modeling and video self-modeling interventions for children and adolescents with autism spectrum disorders // Exceptional children. 2007. Vol. 73. № 3. P. 264–287.

31. Новгородцева А. П., Яковлева Н. В. Видеомоделирование от первого лица как способ обучения имитации детей с аутизмом // Клиническая и специальная психология. 2018. Т. 7. № 3. С. 167–176.

32. Bololoi D., Rizeanu S. Teaching gross motor imitation skills to children diagnosed with autism. Romanian // Journal of Psychological Studies. 2017. № 5. P. 17–23.

33. Williams J. H. G., Whiten A., Singh T. A systematic review of action imitation in autistic spectrum disorder // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2004. № 34. P. 285–299.

34. Rogers S. J., Bennetto L., McEvoy R., Pennington B.F. Imitation and Pantomime in High Functioning Adolescents with Autism Spectrum Disorders // Child Development. 1996. № 67. P. 2060–2073. DOI: 10.1111/j.1467-8624.1996.tb01843.x

35. Stone W. L., Yoder P. J. Predicting spoken language level in children with autism spectrum disorders // Autism. 2001. № 5. P. 341–361.

36. Rogers S. J., Hepburn S. L., Stackhouse T. Imitation performance in toddlers with autism and those with other developmental disorders // Journal of Child Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines. 2003. № 44. P. 763–781.

37. Henschell T. Over-Imitation in Four-to-Six-Year-Old Children with Autism and Typically Developing // Rehabilitation, human resources and communication disorders undergraduate honors thesese. 2013. № 6. P. 2–26.

38. Simpson A., Riggs K. J. Three- and four-year-olds encode modeled actions in two ways leading to immediate imitation and delayed emulation // Developmental Psychology. 2011. № 47. P. 834–840. DOI: 10.1037/a0023270

39. McDuffie A., Yoder P., Stone W. Prelinguistic predictors of vocabulary in young children with autism spectrum disorders // Journal of Speech, Language and Hearing Research. 2005. № 48. P. 112–125.

40. Dawson G., Rogers S., Munson J., Smith M., Winter J. Randomized, controlled trial of an intervention for toddlers with autism: the Early Start Denver Model // Pediatrics. 2010. № 125. P. 17–23.

41. Charman T., Baron-Cohen S., Swettenham J., Baird G., Drew A., Cox A. Predicting language outcome in infants with autism and pervasive developmental disorder // International Journal of Language and Communication Disorders. 2003. № 38. P. 265–285.

42. Zwaigenbaum L., Bryson S., Rogers T., Roberts W., Brian J., Szatmari P. Behavioral manifestations of autism in the first year of life // International Journal of Developmental Neuroscience. 2005. № 23. P. 143–152.

43. Robins D. L., Fein D., Barton M. L., Green J. A. The modified checklist for autism in toddlers: An initial study investigating the early detection of autism and pervasive developmental disorders // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2001. № 31. P. 131–144.

44. Watson L. R., Barenek G. T., Crais E. R., Reznick J. S., Dykstra J, Perryman T. The first year inventory: Retrospective parent responses to a questionnaire designed to identify one-year olds at risk for autism // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2007. № 37. P. 49–61.

45. Smith I. M., Bryson S. E. Gesture imitation in autism I: Nonsymbolic postures and sequences // Cognitive Neuropsychology. 1998. № 15. P. 747–770.

46. Avikainen S., Wohlschlager A., Hari R. Impaired mirror-image imitation in Asperger and high-functioning autistic subjects // Current Biology. 2003. № 13. P. 339–341.

47. Meyer J., Hobson R. P. Orientation in relation to self and other; the case of autism // Interaction Studies. 2004. № 5. P. 221–244.

48. Nikopoulos C. K., Keenan M. Promoting social initiation in children with autism using video modeling // Behavioral Interventions. 2003. № 18. P. 87–108.

49. Smith V., Mirenda P., Zaidman-Zait A. Predictors of expressive vocabulary growth in children with Autism // Speech Lang Hear Res. 2007. № 50. P. 14960.

50. Escalona A., Field T., Nadel J., Lundy B. Brief report: imitation effects on children with autism // Autism Dev Disord. 2002. № 32. P. 141–144.

51. Field T., Field T., Sanders C., Nadel J. Children with autism display more social behaviors after repeated imitation sessions // Autism. 2001. № 5. P. 317–323.

52. Heimann M., Laberg K. E., Nordoen B. Imitative interaction increases social interest and elicited imitation in non-verbal children with autism // Infant and Child Development. 2006. № 15. P. 297–309.

53. Yeu Yu, Yanjie Su, Chan R. The Relationship between Visual Perspective Taking and Imitation Impairments in Children with Autism // Autism. Book 3. Mohammad-Reza: Mohammadi, 2011. P. 369–384.

54. Milne E., Griffiths H. J. Visual Perception and Visual Dysfunction in Autism Spectrum Disorder: A Literature Review // Irish Orthopt. 2007. № 4. P. 15–20.

55. Provost B., Heirnerl S., Lopez B. R. Levels of Gross and Fine Motor Development in Young Children with Autism Spectrum Disorder // Physical, Occupational Therapy in Pediatrics. 2007. № 27. P. 21–36.

56. Volker M. A., Lopata C., Vujnovic K., Smerbeck A. M., Toomey J. A., Rodgers J. D. Comparison of the Bender Gestalt-II and VMI-V in samples of typical children and children with high-functioning autism spectrum disorders // Journal of Psychoeducational Assessment. 2010. № 28. P. 187–200. DOI: 10.1177/0734282909348216

57. Novales B. D. Visual-motor abilities in individuals with Asperger syndrome. Texas: ProQuest Dissertations Publishing, 2006. 70 р.

58. Ming X., Brimacombe M., Wagner G. C. Prevalence of motor impairment in autism spectrum disorders // Brain and Development. 2007. № 29. P. 565–570.

59. Field T., Nadel J., Ezell S. Imitation Therapy for Young Children with Autism // Autism Spectrum Disorders – From Genes to Environment. 2011. DOI: 10.5772/20731

60. Jarrold C., Brock J. To match or not to match? Methodological issues in autism-related research // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2004. № 34. P. 81–86.

61. Kleeberger V., Pat M. Teaching generalized imitation skills to a preschooler with autism using video modelling // Journal of positive behaviour interventions. 2008. Vol. 2. P. 116–127.

62. Сергиенко Е. А., Лебедева Е. И., Прусакова О. А. Модель психического в онтогенезе человека. М.: ИП РАН, 2009. 415 с.

63. Балашова Е. Ю. Пространственная организация произвольных движений при нормальном и патологическом старении // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 41. С. 1.


Для цитирования:


Смирнова Я.К. Имитация и способность формировать социальный опыт на основе модели психического в дошкольном возрасте. Вестник Кемеровского государственного университета. 2019;21(3):751-762. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-3-751-762

For citation:


Smirnova Y.K. Imitation and Ability to Form Social Experience Based on a Mental Model in Preschoolers. Bulletin of Kemerovo State University. 2019;21(3):751-762. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-3-751-762

Просмотров: 48


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)