Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Содержательно-динамические характеристики профессиональноценностных ориентаций курсантов образовательных организаций ФСИН России

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-3-741-750

Полный текст:

Аннотация

Целью статьи является характеристика структуры и динамики становления профессионально-ценностных ориентаций курсантов ведомственного вуза Федеральной службы исполнения наказаний России. В качестве методик исследования в работе применялся авторский опросник «Диагностика профессионально-ценностных ориентаций личности». Представлены результаты лонгитюдного психодиагностического изучения интернализации и содержания профессионально-ценностных ориентаций будущих сотрудников пенитенциарной сферы на различных этапах обучения. На выборке из 180 обучающихся разной специальности подготовки статистически доказаны достоверные различия выраженности структурных элементов профессионально-ценностных ориентаций. В ходе исследования определена динамика качественных изменений профессионально-ценностных ориентаций курсантов ведомственного вуза. Показано, что на начальном этапе профессионального обучения наиболее важными характеристиками служебно-профессиональной деятельности выступают отношения, специальные знания и осознание потребности в достижении целей. Для курсантов на третьем году обучения большое значение приобретает развитие личностных качеств, которые необходимы в ходе осуществления служебной деятельности и выполнения поставленных задач. Обучающиеся заключительного периода профессиональной подготовки отдают предпочтение таким значимым категориям, как личностно-профессиональные качества и умения. Полученные результаты могут использоваться в организации учебной, воспитательной и служебной деятельности обучающихся ведомственных вузов, консультировании курсантов по вопросам личностного и профессионального развития.

Об авторе

Н. А. Самойлик
Кузбасский институт ФСИН России
Россия
654066, г. Новокузнецк, пр-т Октябрьский, 49


Список литературы

1. Арендачук И. В. Образовательная среда вуза как фактор психолого-педагогических рисков // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3. № 1. С. 48–53.

2. Новиков В. Н. Образовательная среда вуза как профессионально и личностно стимулирующий фактор // Психологическая наука и образование. 2012. № 1. С. 110–120.

3. Яницкий М. С., Серый А. В., Проконич О. А. Особенности временной перспективы личности представителей различных ценностных типов массового сознания // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2012. № 2. С. 175–180.

4. Ицкович М. М. Ценностно-смысловые детерминанты поведения сотрудников УИС. Екатеринбург: Ажур, 2016. 116 с.

5. Белогорцев Н. Н. К проблеме формирования профессионально-ценностных ориентаций курсантов образовательных организаций ФСИН России // Символ науки. 2016. № 8-2. С. 112–114.

6. Вотинов А. А. Формирование профессиональной компетентности сотрудника УИС в практико-ориентированной образовательной среде вуза ФСИН России // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики: материалы Междунар. науч.-практ. межведомственной конф. (Самара, 16–17 июня 2016 г.) Самара, 2016. С. 146–147.

7. Жирякова Е. А. Готовность курсантов ведомственного вуза ФСИН к работе с осужденными (теоретический аспект) // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 1. С. 188–193.

8. Ежова О. Н. Психологическая подготовка сотрудников пенитенциарной системы. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2016. 180 с.

9. Копылова Т. В. О профессиональной готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. № 1. С. 27–30.

10. Маришин С. В. Психология профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2017. 202 с.

11. Молчанова Е. Ю. Акмеологические аспекты профессиональной деятельности сотрудников ОВД // Общество и право. 2014. № 1. С. 244–246.

12. Тихомирова Ю. М. Структурные компоненты психологической готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы к профессиональной деятельности // Наука и бизнес: пути решения. 2014. № 7. С. 35–37.

13. Трофимова Н. Н. Социальная значимость профессии сотрудника уголовно-исполнительной системы // Социальные отношения. 2016. № 3. С. 128–131.

14. Шалаев В. А. Проблематика профессионального развития сотрудников уголовно-исполнительной системы // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 7. С. 263–269.

15. Шнягин А. В., Иванов Д. Е. Ценностные ориентации сотрудников уголовно-исполнительной системы // Наука и общество. 2012. № 1. С. 161–164.

16. Шулепников Д. В. Специфика профессионального становления курсантов вуза ФСИН РФ // GROW UP: Intern. Sci. Prac. Congress of pedagogues, psychologists and medics. (Geneva, Switzerland, 30 November, 2016.) Одесса: Европейская ассоциация педагогов и психологов Science, 2016. С. 55–59.

17. Социально-психологические аспекты деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы / под общ. ред. Н. П. Поливаевой. Воронеж: Научная книга, 2015. 183 с.

18. Фонарев А. Р. Психология становления личности профессионала. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2005. 240 с.

19. Самойлик Н. А. Опросник «Диагностика профессионально-ценностных ориентаций личности»: технология разработки и психометрические характеристики // Современные исследования социальных проблем. 2016. № 7. С. 141–166. DOI: 10.12731/2218-7405-2016-7-141-166

20. Самойлик Н. А. Специфика формирования профессионально-ценностных ориентаций курсантов образовательных организаций ФСИН России в учебной деятельности // Вестник Кузбасского института. 2017. № 3. С. 184–190.

21. Пименова Е. В. Динамика ценностных ориентаций студентов-психологов в процессе профессионального обучения // Вестник университета. 2012. № 13-1. С. 300–303.

22. Климов Е. А. Психология профессионала: избранные психологические труды. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. 400 с.

23. Головей Л. А. Кризисы развития субъекта деятельности на начальных этапах профессионализации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2016. № 4. С. 47–54.

24. Манукян В. Р. Психологическое содержание и факторы возникновения кризиса профессионального развития у студентов вуза // Психологическая наука и образование. 2011. № 4. С. 109–117.

25. Симакова Т. А., Аксенов А. А., Самофалова О. В., Аксенова Г. И., Исмагилова Ю. С. Психология профессионального развития сотрудника уголовно-исполнительной системы на этапе вузовской подготовки. Рязань: Академия ФСИН России, 2011. 246 с.

26. Полякова Я. Н. Профессионально-важные качества сотрудника УИС в экспертных оценках и представлениях сотрудников // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 4. С. 275–278.

27. Купцов И. И., Карпова Г. С. Модель профессиональной компетентности сотрудников ФСИН России // Прикладная юридическая психология. 2013. № 4. С. 20–30.

28. Поздняков В. М. Проблема повышения профессионализма и психологической культуры будущих специалистов УИС России // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики: мат-лы Междунар. науч.-практ. межведомственной конференции / под общ. ред. А. А. Вотинова. (Самара, 16–17 июня 2016 г.) Самара, 2016. С. 479–482.


Для цитирования:


Самойлик Н.А. Содержательно-динамические характеристики профессиональноценностных ориентаций курсантов образовательных организаций ФСИН России. Вестник Кемеровского государственного университета. 2019;21(3):741-750. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-3-741-750

For citation:


Samojlik N.A. Substantive and Dynamic Characteristics of Professional Value Orientations in Cadets of the Educational Organizations of the Federal Penal Service of Russia. Bulletin of Kemerovo State University. 2019;21(3):741-750. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-3-741-750

Просмотров: 109


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)