Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Прагматика речевого акта комплимент: проявление региональной идентичности

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-2-540-548

Полный текст:

Аннотация

Исследование прагматических особенностей комплиментарных речевых актов должно проводиться с учетом социальных параметров, включающих гендерные, статусные, возрастные и региональные составляющие. Несмотря на многие исследования, посвященные изучению региональной идентичности, вопрос об отражении региональной идентичности личности в языке фактически не нашел отражения в лингвистических исследованиях. Цель данной статьи – исследование комплиментарных речевых актов в свете теории региональной идентичности, изучение проблемы, связанной с возможным влиянием на структуру комплиментарных высказываний фактора проживания британцев и американцев на определенной территории. В работе анализируются характерные особенности комплиментов, выраженных представителями урбанистической и руралистической идентичностей. Следовательно, работа нацелена на решение следующих задач: определить речевой акт комплимент, термин региональная идентичность, выявить, как принадлежность личности к определенной региональной идентичности отражается в процессе построения комплиментов, выраженных представителями британской и американской лингвокультур. Следуя анализу современных работ, исследующих проблему региональной идентичности, в статье рассматриваются комплиментарные речевые акты из произведений современной британской и американской художественной литературы XX и XXI веков (Дж. Болдуин, Дж. Фаулз, К. Жардин, Дж. Сэлинджер, З. Смит, К. Стокетт, Р. Йейтс) на предмет изучения отражения в них региональной идентичности коммуникантов.

Об авторе

Наталья А. Куракина
Балтийский федеральный университет им. И. Канта
Россия
236041, Россия, г. Калининград, ул. А. Невского, 14


Список литературы

1. Twigger-Ross C. L., Uzzell D. L. Place and Identity Processes // Journal of Environmental Psychology. 1996. No 16. P. 205–220.

2. Austin J. L. How to Do Things with Words. Oxford: Oxford University Press, 1962. 166 p.

3. Searle J. R. Expression and meaning: Studies in the Theory of Speech Acts. N. Y.: Cambridge University Press, 1979. 187 p.

4. Holmes J. Paying compliments: A sex-preferential politeness strategy // Journal of Pragmatics. 1988. No 12. P. 445–465.

5. Wolfson N. An Empirically Based Analysis of Compliments // Wolfson N., Judd E. (eds.) Sociolinguistics and Language acquisition. Rowley. MA: Newbury House, 1983. P. 82–95.

6. Brown P., Levinson S. C. Politeness: Some universals in language use. Cambridge: Cambridge University Press, 1987. 345 p.

7. Fligstein N. Euroclash: The EU, European Identity, and the Future of Europe. N. Y.: Oxford University Press, 2009. 296 p.

8. Куракина Н. А. Прагматический аспект комплиментарных высказываний (на материале англо-американской художественной литературы): дис. ... канд. филол. наук. Калининград, 2016. 171 с.

9. Paasi A. Reconstructing regions and regional identity. Radboud University Nijmegen, Nethur lecture, 07.11.2000. Режим доступа: http://gpm.ruhosting.nl/avh/Paasi1.pdf (дата обращения: 12.01.2019).

10. Paasi A. Bounded spaces in the mobile world: Deconstructing ‘Regional identity’ // Tijdschrift voor Economische en Sociale Geografie. 2002. Vol. 93. No2. P. 137–148.

11. Paasi A. Region and place: regional identity in question // Progress in Human Geography. 2003. Vol. 27. No 4. P. 475–485.

12. Floysand A., Jakobsen S-E. Commodification of rural places: a narrative of social fields, rural development, and football // Journal of Rural Studies. 2007. Vol. 23. No 2. P. 206–221.

13. Messely L., Dessein J., Lauwers L. Regional identity in rural development: three case studies of regional branding // Applied studies in agribusiness and commerce. 2010. No 4. P. 19–24.

14. Santos S. C. Identity in Mercosur: Regionalism and Nationalism // Global Governance. 2015. Vol. 21. No 1. P. 43–59.

15. Copus A. K. The new rural economy and macro-scale patterns. Regions and Cities // Copus A. K., Lima de P. (eds.) Territorial Cohesion in Rural Europe. The Relational Turn in Rural Development. London, N. Y.: Routledge, Taylor & Francis Group, 2015. P. 11–34.

16. Roose J. How European is European Identification? Comparing Continental Identification in Europe and Beyond // Journal of Common Market Studies. 2013. Vol. 51. No 2. P. 281–297. DOI: https://doi.org/10.1111/jcms.12005

17. Prieto G. Collective Identity in the Andean Community: An Institutional Reading // The International Political Science Association XXII World Congress of Political Science. Madrid ( July), 2012. P. 585–604.

18. Ray C. Culture, intellectual property and territorial rural development // Sociologia Ruralis. 1998. Vol. 38. No 1. P. 3–20. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-9523.00060

19. Kneafsey M. Tourism, place identities and social relations in the European rural periphery // European Urban and Regional Studies. 2000. Vol. 7. No 1. P. 35–50.

20. Kneafsey M., Ilbery B., Jenkins T. Exploring the dimensions of culture economies in rural West Wales // Sociology Ruralis. 2001. Vol. 41. No 3. P. 296–310. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-9523.00184

21. Hegger E. Branching, Banding & Blending. An explorative study into concepts and practice of region branding in the Netherlands. Rural Sociology Group. Wageningen University, 2007. 99 p.

22. Lagendijk A. The Accident of the Region. A Strategic Relational Perspective on the Construction of the Region’s Significance // Regional Studies. 2007. Vol. 41. No 9. P. 1193–1208.

23. Lee J., Arnason A., Nightingale A., Shucksmith M. Networking: social capital and identities in European rural development // Sociologia Ruralis. 2005. Vol. 45. No 4. P. 269–283.

24. Tisenkopfs T., Lace I., Mierina I. Social capital // Van der Ploeg J., Marsden T. (eds.) Unfolding webs: the dynamics of regional rural development. Gorcum, The Netherlands, 2008. P. 87–111.

25. Brigevich A. Regional Identity and Support for Europe: Distinguishing Between Cultural and Political Social Identity in France // Regional & Federal Studies. 2016. Vol. 26. No 4. P. 475–507. DOI: https://doi.org/10.1080/13597566.2016.1223057

26. Шушарина Г. А. Дискурс-анализ региональной идентичности // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. No 11-2. С. 70–72. DOI: https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.53.207

27. Knaps F., Herrmann S. Analyzing Cultural Markers to Characterize Regional Identity for Rural Planning // Rural Landscapes: Society, Environment, History. 2018. Vol. 5. No 1. P. 1. DOI: http://doi.org/10.16993/rl.41

28. Соскина С. Н., Куракина Н. А. Выражение региональной идентичности говорящего в языке // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. No 3-2. С. 79–82.


Для цитирования:


Куракина Н.А. Прагматика речевого акта комплимент: проявление региональной идентичности. Вестник Кемеровского государственного университета. 2019;21(2):540-548. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-2-540-548

For citation:


Kurakina N.A. The Pragmatics of Complimentary Speech Acts: Aspects of Regional Identity. Bulletin of Kemerovo State University. 2019;21(2):540-548. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-2-540-548

Просмотров: 19


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)