Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Субъективная комфортность, копинг-стратегии и типы акцентуаций личности российских и индонезийских студентов университета

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-2-467-477

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена описанию результатов сравнительного исследования особенностей субъективной комфортности, копинг-стратегий и типов акцентуаций личности российских и индонезийских студентов университета, их взаимосвязей и различий между показателями данных шкал у российских и индонезийских студентов университета. В исследовании применялись шкала оценки субъективной комфортности А. Леоновой, копинг-тест Р. Лазаруса и тестопросник Г. Шмишека, К. Леонгарда. Выборка исследования составила 60 человек: 30 российских и 30 индонезийских студентов университета, средний возраст – 20,5 лет. Были выявлены как общие качества, так и различия между показателями типов акцентуаций личности и способов совладания со стрессом. По уровню субъективной комфортности у российских и индонезийских студентов значимых различий нет: все студенты имеют нормальный уровень субъективной комфортности. Индонезийские студенты при столкновении со стрессом в большей степени, чем российские, дистанцируются и используют самоконтроль. Наиболее выраженными типами акцентуаций личности российских студентов являются эмотивный, демонстративный и экзальтированный, индонезийских студентов – педантичный. Субъективная комфортность российских студентов имеет четыре взаимосвязи с типами акцентуаций личности (прямые взаимосвязи – с эмотивным и демонстративным, отрицательные – с застревающим и дистимным) и три – с копинг-стратегиями (прямые взаимосвязи – с планированием и положительной переоценкой, обратная – с бегством-избеганием). У индонезийских студентов субъективная комфортность имеет четыре взаимосвязи с типами акцентуаций личности (прямые взаимосвязи – с гипертимным и демонстративным, обратные – с возбудимым и эмотивным) и две – с копинг-стратегиями (обратные взаимосвязи – с дистанцированием и бегством-избеганием). Полученные результаты свидетельствуют о соотношении субъективной комфортности с личностными чертами и сформированными способами совладания со стрессом, могут быть использованы в создании программ с целью развития копинг-ресурсов обучающихся.

Об авторах

Елена Ф. Ященко
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
Россия
190031, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр., 9


Дарья А. Лащенко
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
Россия
190031, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр., 9


Ольга В. Лазорак
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)
Россия
454080, Россия, г. Челябинск, пр-т Ленина, 76


Список литературы

1. Knight J. Higher Education in Turmoil. The Changing World of Internationalization. Rotterdam: Sense Publishers, 2008. 230 p.

2. Gladkova A. A. Psychological and socio-cultural adaptation of international journalism students in Russia: The role of communication skills in the adaptation process // Psychology in Russia: State of the Art. 2017. Vol. 10. Iss. 4. P. 45–59.

3. Diener E., Diener M. Cross-cultural correlates of life satisfaction and self-esteem // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 68. No 4. P. 653–663.

4. Diener E. Subjective well-being // Psychological Bulletin. 1984. Vol. 95. No 3. P. 542–575.

5. Bradburn N. The Structure of Psychological well-being. Chicago: Aldine Pub. Co., 1969. 320 p.

6. Татаркевич В. О. счастье и совершенстве человека. М.: Прогресс, 1981. 368 с.

7. Леонова А. Б., Величковская С. Б. Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности // Психология психических состояний / под ред. А. О. Прохорова. Казань: ЦИТ, 2002. Вып. 4. С. 326–343.

8. Ященко Е. Ф. Самоактуализация и субъективное благополучие как социально-психологические проблемы профессионального образования: студенты и преподаватели университета // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2012. No 31. С. 56–63.

9. Ященко Е. Ф. Половые различия в представлении о счастье у российской молодежи // Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. В. С. Белгородского, О. В. Кащеева, В. В. Зотова, И. В. Антоненко. М.: МГУДТ, 2016. Ч. 8. С. 250–255.

10. Lazarus R. S., Folkman S. Stress, Appraisal and Coping. N. Y.: Springer Publishing House, 1984. 456 p.

11. Белан Е. А. Психология совладающего поведения. Краснодар: КубГУ, 2004. 82 с.

12. Волкова О. Н., Коссова Е. Г., Чехлатый Е. И. Исследование качества жизни и стратегий совладания в гендерном аспекте // Вестник психотерапии. 2005. No 13. С. 65–75.

13. Дементий Л. И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения // Журнал прикладной психологии. 2004. No 3. С. 20–25.

14. Крюкова Т. Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения // Психологический журнал. 2005. Т. 26. No 2. С. 5–15.

15. Лыкова Н. М. Теории стресса и копинга. М.: МГОУ, 2004. 14 с.

16. Илюхин А. Г. Развитие копинг-стратегий у студентов в ситуациях интеллектуальных испытаний: дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2011. 163 с.

17. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. 296 с.

18. Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. М.: ИП РАН, 2008. 474 с.

19. Абульханова К. А. Рубинштейн – ретроспектива и перспектива // Проблема субъекта в психологической науке / отв. ред. А. В. Брушлинский, М. И. Воловикова, В. Н. Дружинин. М.: Академический проект, 2000. С. 13–26.

20. Aldwin C. M. Stress, coping, and development. An Integrative Perspective. 2nd ed. N. Y.: Guilford press, 2007. 432 p.

21. Skinner E. A., Zimmer-Gembeck M. J. Perceived control, coping, and development // Oxford Handbook of Stress, Health, and Coping / ed. Folkman S. Oxford: Oxford University Press, 2010. Р. 35–59.

22. Lazarus R. S. Psychological stress and the coping process. N. Y.: McGraw-Hill, 1966. 466 p.

23. Haan N. Coping and defending. N. Y.: Academic Press, 1977. 241 р.

24. Billings A. G., Moos R. H. The role of coping responses and social resources in attenuating the stress of life events // J Behav Med. 1981. Vol. 4. No 2. P. 139–157.

25. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. Т. 15. No 1. 1994. С. 3–18.

26. Коржова Е. Ю. Психология жизненных ориентаций человека. СПб.: РХГА, 2006. 384 с.

27. Малкина-Пых И. Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. М.: Эксмо, 2004. 992 с.

28. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов н/Д: Феникс, 2000. 544 с.

29. Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. М.: Мед. кн., 2007. 320 с.

30. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: Речь, 2010. 256 с.

31. Бойко В. В. Трудные характеры подростков. Развитие, выявление, помощь (Практическая психология). М.: Филинъ, 1996. 472 с.

32. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. 2000. No 3. С. 4–21.

33. Крюкова Т. Л., Куфтяк Е. В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. 2007. No 3. С. 93–112.


Для цитирования:


Ященко Е.Ф., Лащенко Д.А., Лазорак О.В. Субъективная комфортность, копинг-стратегии и типы акцентуаций личности российских и индонезийских студентов университета. Вестник Кемеровского государственного университета. 2019;21(2):467-477. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-2-467-477

For citation:


Yashchenko E.F., Lashchenko D.A., Lazorak O.V. Subjective Comfort, Coping-Strategies, and Types of Accentuations of Personality of Russian and Indonesian University Students. Bulletin of Kemerovo State University. 2019;21(2):467-477. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-2-467-477

Просмотров: 100


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)