Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Специфика формирования межкультурной сенситивности у студентов-лингвистов

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-2-414-420

Полный текст:

Аннотация

В статье изучаются особенности формирования межкультурной сенситивности у студентов-лингвистов в условиях неязыковой среды. Осуществлен анализ научной литературы по проблеме межкультурной сенситивности и факторов её формирования. Исследование проводилось с помощью пятифакторной шкалы межкультурной сенситивности, разработанной Г. Чен и У. Староста и дополненной анкетой на выборке студентов 1, 2 и 3 курсов направления подготовки Лингвистика Факультета гуманитарного образования Новосибирского государственного технического университета. В расчётах используются методы статистической обработки: t-критерий Стьюдента и критерий Фишера. Согласно полученным результатам межкультурная сенситивность у студентов-лингвистов находится на уровне выше среднего (M=89,47), при этом тенденция увеличения степени выраженности всех параметров межкультурной сенситивности, кроме Уверенности, связана с уровнем владения иностранным языком. Студенты старших курсов уважительнее относятся к культурным различиям, однако менее уверены в межкультурных взаимодействиях, чем студенты младших курсов, к тому же разрыв в выраженности данных параметров увеличивается от курса к курсу. Наконец, на формирование уверенности в процессе межкультурного общения в большей степени влияют поездки за рубеж и опыт контактов с представителями других культур. Результаты и выводы могут быть использованы при разработке программ и курсов профессиональной подготовки переводчиков и преподавателей иностранных языков в неязыковой среде.

Об авторах

Наталья Н. Помуран
Новосибирский государственный технический университет
Россия
630073, Россия, Новосибирск, пр-т К. Маркса, 20


Елена Н. Кириченко
Новосибирский государственный технический университет
Россия
630073, Россия, Новосибирск, пр-т К. Маркса, 20


Список литературы

1. Ананьев Б. Г. Теория ощущений. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1961. 457 с.

2. Bhawuk D. P. S., Brizlin R. The measurement of intercultural sensitivity using the concepts of individualism and collectivism // International Journal of Intercultural Relations. 1992. Vol. 16. No 4. P. 413–436.

3. Bennett M. J. A developmental approach to training intercultural sensitivity // International Journal of Intercultural Relations. 1986. Vol. 10. No 2. P. 179–186.

4. Fritz W., Mollenberg A., Chen G. M. Measuring Intercultural Sensitivity in Different Cultural Context // Intercultural Communication Studies. 2002. Vol. XI. No 2. P. 165–177.

5. Chen G.-M., Starosta W. J. A Review of the Concept of intercultural Sensitivity // Human Communication. 1998. Vol. 1. No 1. P. 1–16.

6. Почебут Л. Г. Межкультурная коммуникативная компетентность как выражение человеческих отношений // Психологический журнал. 2013. Т. 34. No 4. С. 5–15.

7. Почебут Л. Г. Социально-психологические принципы межкультурной коммуникативной компетентности // Ананьевские чтения – 2010. Современные прикладные направления и проблемы психологии / отв. ред. Л. А. Цветкова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. Ч. 2. С. 484–486.

8. Логашенко Ю. А. Межкультурная сенситивность студентов в полиэтничной среде: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2015. 240 с.

9. Seak-Zoon Roh. A Study on the Factors Affecting the Intercultural Sensitivity of Middle and High School Students in Korea // Education: Conf. 2014. DOI: 10.14257/astl.2014.47.61

10. Jackson J. Ethnographic preparation for short-term study and residence in the target culture // International Journal of Intercultural Relations. 2006. Vol. 30. No 1. P. 77–98. DOI: 10.1016/j.ijintrel.2005.07.004

11. Liaw M. L. Johnson R. J. E-mail writing as a cross-cultural learning experience // System. 2001. Vol. 29. No 2. P. 235–251.

12. Liaw M. L. E-learning and the development of intercultural competence // Language learning and technology. 2006. Vol. 10. No 3. P. 49–64.

13. O’Dowd R. (ed.) Online intercultural exchange: an introduction for foreign language teachers. Multilingual Matters, 2007. 312 p. // ELT journal. 2009. Vol. 63. No 1. P. 81–84. DOI: https://doi.org/10.1093/elt/ccn065

14. Peng R.-Zh., Wu W.-P. Measuring intercultural contact and its effects on intercultural competence: A structural equation modeling approach // International Journal of Intercultural Relations. 2016. Vol. 53. P. 16–27. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.ijintrel.2016.05.003 0147-1767

15. Тен Ю. П. Культурология и межкультурная коммуникация. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 328 с.

16. Ruiz-Bernardo P., Ferrández-Berrueco R., Sales-Ciges M.-A. Application of the CIPP model in the study of factors that promote intercultural sensitivity // Relieve. 2012. Vol. 18. No 2. Art. 4. DOI: 10.7203/relieve.18.2.1993

17. Soltani A. Impact of Ethnic Background on Iranian EFL University Students' Intercultural Sensitivity Level // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. No 136. P. 222–227. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.05.318

18. Yoshidaa Т., Yashirob K., Suzukic Y. Intercultural communication skills: What Japanese businesses today need // International Journal of Intercultural Relations. 2013. Vol. 37. No 1. P. 72–85. DOI: 10.1016/j.ijintrel.2012.04.013

19. Карнышев А. Д. Личность и межкультурная компетентность // Психология в экономике и управлении. 2009. No 2. С. 99–106.

20. Гридунова М. В. Психологические факторы межкультурной компетентности студентов и школьников: дис. ... канд. психол. наук. М., 2018. 306 с.

21. Помуран Н. Н. Межкультурная компетентность русских старообрядцев // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. No 3-3. C. 206–210.

22. Chen G. M., Starosta W. J. The development and validation of the intercultural communication sensitivity scale // Human Communication. 2000. Vol. 3. No 1. P. 1–15.

23. Matsumoto D, Hwang H. C. Assessing Cross-Cultural Competence: A Review of Available Tests // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2013. Vol. 44. No 6. P. 849–873. DOI: 10.1177/0022022113492891

24. Ruiz-Bernardoa P., Sanchiz-Ruiza M. L., Gil-Gómeza J. Study of intercultural sensitivity among young people in the province of Castellón, Spain // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. No 132. P. 318–323.

25. Ruokonena I., Kairavuoria S. Intercultural Sensitivity of the Finnish Ninth Graders // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2012. No 45. P. 32–40.


Для цитирования:


Помуран Н.Н., Кириченко Е.Н. Специфика формирования межкультурной сенситивности у студентов-лингвистов. Вестник Кемеровского государственного университета. 2019;21(2):414-420. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-2-414-420

For citation:


Pomuran N.N., Kirichenko E.N. Developing Intercultural Sensitivity in Students of Linguistics. Bulletin of Kemerovo State University. 2019;21(2):414-420. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-2-414-420

Просмотров: 69


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)