Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Психический процесс в социальной перцепции

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-2-403-413

Полный текст:

Аннотация

Рассматривается теоретический конструкт психического процесса в социальной перцепции в русле интегративного подхода к психологии человека и социальному взаимодействию людей. Теоретически обосновывается возможность описания психического процесса как интегративного феномена социальной перцепции. Дается определение психического процесса как многоуровневой системы психической деятельности, детерминированной взаимопознанием людей в процессе совместной деятельности и общения. Содержательно рассматриваются три уровня психического процесса в социальной перцепции: гносеологический, семиотический и феноменологический. Гносеологический уровень описывается через категории отражение, отображение, выражение, переживание, семиотический уровень – с помощью категорий знак, значение, смысл, отношение, феноменологический уровень обозначен категориями идентификация, апперцепция, интерпретация, портрет. Показано методологическое значение конструкта психического процесса, реализующего принцип целостности и интегративности в познании психологии человека. Обозначены перспективы расширения способов и методов познания психологических качеств человека, анализа их преломления в индивидуальной психологии человека в процессе социального взаимодействия посредством применения данного конструкта. Проиллюстрировано прикладное применение данного конструкта в исследовательской деятельности, направленной на изучение межличностного восприятия в процессе общения и совместной деятельности с целью их оптимизации.

Об авторах

Владимир Н. Панферов
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия
191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48


Анастасия В. Микляева
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия
191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48


Светлана А. Безгодова
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия
191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48


Список литературы

1. Андреева Г. М. Психология социального познания. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2000. 288 с.

2. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982. 199 с.

3. Лабунская В. А. Общение и познание людьми друг друга в трудах А. А. Бодалева: современный взгляд на фундаментальные проблемы (материалы круглого стола) // Российский психологический журнал. 2015. Т. 12. No 1. С. 6–11.

4. Янчук В. А. Введение в современную социальную психологию. Мн.: АСАР, 2005. 800 с.

5. Панферов В. Н. Интегральный синтез психологии человека в науке, в образовании, в социальном взаимодействии. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. 761 с.

6. Панферов В. Н. Методология интегрального синтеза психологического познания человека (110-летию со дня рождения Б. Г. Ананьева посвящается) // Интегративный подход к познанию психологии человека. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. С. 11–30.

7. Белинская Е. П., Бронин И. Д. Проблема точности межличностного восприятия: современные концептуальные модели и эмпирические исследования // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. No 1-1. С. 109–113.

8. Shepherd J. The face and social attribution // Young A., Ellis H. (eds.). Handbook of research on face processing. Amsterdam: North Holland, 1989. P. 289–320.

9. Wang Z., Mao H., Li Y. J., Liu F. Smile Big or Not? Effects of Smile Intensity on Perceptions of Warmth and Competence // Journal of Consumer Research. 2017. Vol. 43. No 5. P. 787–805. DOI: https://doi.org/10.1093/jcr/ucw062

10. Хрисанфова Л. А. Представления об индивидуально-психологических особенностях человека по структурным особенностям его лица // Экспериментальная психология. 2009. Т. 2. No 4. С. 51–73.

11. Барабанщиков В. А., Хрисанфова Л. А. Доверие к человеку при первичном восприятии его лица // Методы исследования психологических структур и их динамики / под ред. Т. Н. Савченко, Г. М. Головиной. М.: ИП РАН, 2007. Вып. 4. С. 117–127.

12. Карицкий И. Н., Финкельштейн В. Н. Социальная перцепция одежды // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. Ярославль: Изд-во Ярославского гос. пед. ун-та им. К. Д. Ушинского, 2015. С. 170–172.

13. Лабунская В. А., Дроздова И. И. Теоретико-эмпирический анализ влияния социально-психологических факторов на оценки, самооценки молодыми людьми внешнего облика // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14. No 2. С. 202–226. DOI: 10.21702/rpj.2017.2.12

14. Лабунская В. А. Невербальное поведение: структура и функции // Лабунская В. А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов н/Д.: Изд-во Ростов. ун-та, 1986. С. 5–35.

15. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001. 544 с.

16. Михеева Е. Н. Социально-психологическая интерпретация личности ученика по внешности и невербальному поведению в ситуации урока: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1993. 17 с.

17. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 с

18. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 6. Научное наследство. М.: Педагогика, 1984. 400 с.

19. Веккер Л. М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. 685 с.

20. Веккер Л. М. Восприятие и основы его моделирования. Л.: Изд-во Ленингр. ордена Ленина гос. ун-та им. А. А. Жданова, 1964. 194 с.

21. Stolier R. M., Freeman J. B. Functional and Temporal Considerations for Top-Down Influences in Social Perception // Psychological Inquiry. 2016. Vol. 27. No 4. P. 352–357. DOI: https://doi.org/10.1080/1047840X.2016.1216034

22. Куницына В. Н., Панферов В. Н. Проблема отношений личности в трудах В. Н. Мясищева // Психологический журнал. 1992. Т. 13. No 3. С. 140–147.

23. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. 487 с.

24. Леонтьев Д. А. Понимание смысла и смысл понимания // Понимание: опыт мультидисциплинарного исследования / под ред. А. А. Брудного, А. В. Уткина, Е. И. Яцуты. М.: Смысл, 2006. С. 20–27.

25. He X., Chen J., Li J. Bidirectional semantic associations between social power and weight // International Journal of Psychology. 2018. Vol. 53. No 1. P. 40–48. DOI: https://doi.org/10.1002/ijop.12255

26. Jzerman H., Koole S. L. From perceptual rags to metaphoric riches-bodily, social, and cultural constraints on sociocognitive metaphors: Comment on Landau, Meier, and Keefer (2010) // Psychological Bulletin. 2010. Vol. 137. No 2. P. 355–361. DOI: https://doi.org/10.1037/a0022373

27. Landau M. J., Meier B. P., Keefer L. A. A metaphor-enriched social cognition // Psychological Bulletin. 2010. Vol. 136. No 6. P. 1045–1067. DOI: https://doi.org/10.1037/a0020970

28. Park В., Judd C. M., Ryan C. S. Social categorization and the representation of variability information // Stroebe W., Hewstone M. (eds.) European Review of Social Psychology. John Wiley and sons LTD, 1991. Vol. 2. P. 211–245.

29. Taylor S. E., Fiske S. T., Etkoff N. L., Ruderman A. J. Categorical and contextual bases of person memory and stereotyping // Journal of personality and social psychology. 1978. Vol. 36. No 7. P. 778–793.

30. Хухлаев О. Е., Тарасов К. О. Факторы выбора этнической категоризации в ситуации информационного воздействия на подростков и юношей // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. No 3. С. 64–80. DOI: 10.17759/sps.2015060305

31. Курышева О. В. Возрастные аспекты социальной категоризации // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 11: Естественные науки. 2013. No 1. С. 77–83.

32. Сериков Г. В. Интерпретация невербального поведения в связи с социально-психологическими характеристиками личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д., 2001. 21 с.

33. Якунин А. П. Социально-психологическая интерпретация подростками личности взрослого человека // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2015. No 53. С. 107–112.

34. Heotis E. Cultivating Self-Awareness: Dual Processes in Social Cognition // The journal for spiritual and consciousness studies. 2018. Vol. 41. No 1. Р. 22–28.

35. Мазилов В. А. Методологические проблемы психологии в начале 21 века // Психологический журнал. 2006. Т. 27. No 1. С. 23–34.

36. Юревич А. В. Парадигмальные дебаты // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. No 3. С. 3–17.

37. Ушаков Д. В. Анатомия психологического знания // Психологическое знание: Современное состояние и перспективы развития / под ред. А. Л. Журавлева, А. В. Юревича. М.: ИП РАН, 2018. С. 71–115.


Для цитирования:


Панферов В.Н., Микляева А.В., Безгодова С.А. Психический процесс в социальной перцепции. Вестник Кемеровского государственного университета. 2019;21(2):403-413. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-2-403-413

For citation:


Panferov V.N., Miklyaeva A.V., Bezgodova S.A. Psychical Process in Social Perception. Bulletin of Kemerovo State University. 2019;21(2):403-413. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-2-403-413

Просмотров: 92


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)