Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Исследование возможностей метода синхронизированной фрактальной и музыкальной динамики для достижения измененных состояний сознания

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-2-395-402

Полный текст:

Аннотация

Настоящая работа продолжает цикл междисциплинарных исследований, направленных на разработку и изучение новой технологии аудиовизуальной индукции измененных состояний сознания, которая опирается на сочетание моделей, методов и подходов психологии, математики и компьютерных наук. Целью данного исследования являлась проверка гипотезы о возможности использования разрабатываемой технологии синхронизированной фрактальной и музыкальной динамики для индукции релаксационных состояний. Были проведены два эксперимента, для каждого из которых была разработана особая конфигурация синхронизированной фрактальной и музыкальной динамики. В исследовании приняли участие 47 человек; им была предъявлена аудиовизуальная стимуляция, фиксация результатов проводилась до и после предъявления метода синхронизированной фрактальной и музыкальной динамики при помощи опросников САН (для первого эксперимента) и СУПОС-8 (для второго эксперимента). В результате анализа данных нами были зафиксированы значимые отрицательные сдвиги по шкалам, характеризующим демобилизирующие компоненты: чувство психического беспокойства или негодования (N), психическая депрессия и чувство изнуренности (D) и подавленное настроение (S). Данные результаты подтверждают выдвигаемую гипотезу о возможности настройки конфигурации синхронизированной фрактальной и музыкальной динамики с целью индукции состояния релаксации. Полученные данные важны для дальнейших экспериментов по раскрытию креативного потенциала с помощью разрабатываемого метода.

Об авторах

Валерий И. Кабрин
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия
634050, Россия, г. Томск, пр-т Ленина, 36


Владимир С. Выскочков
Национальный исследовательский Томский государственный университет; Сибирский государственный медицинский университет
Россия

634050, Россия, г. Томск, пр-т Ленина, 36;

634050, Россия, г. Томск, Московский тр., 2



Игорь О. Прудовиков
Национальный исследовательский Томский государственный университет;
Россия

634050, Россия, г. Томск, пр-т Ленина, 36;

 


Анатолий Ю. Ткаченко
Национальный исследовательский Томский государственный университет;
Россия

634050, Россия, г. Томск, пр-т Ленина, 36;

 


Список литературы

1. Кабрин В. И., Галажинский Э. В. Психологические перспективы потенциализации креативного лидерства трансфессио- нала в университетском образовании // Бохан Т. Г., Брель Е. Ю., Власова Д. Е., Галажинский Э. В., Галажинская О. Н., Гуткевич Е. В.,ДьяковаЕ.Ю.,КабринВ.И.,КозловаН.В.,ЛогиноваИ.О.,ЛукьяновО.В.,МещеряковаЭ.И.,СтояноваИ.Я., Танабасова У. В., Языков К. Г. Новые психологические контексты становления личности в меняющемся мире. Томск: Издательский Дом ТГУ, 2017. С. 11–68.

2. Кабрин В. И., Выскочков В. С., Прудовиков И. О., Ткаченко А. Ю., Яковлев Н. И. Управляемые звуковым сигналом динамические фракталы как способ актуализации измененных состояний сознания // Сибирский психологический журнал. 2016. No 61. С. 147–155. DOI: 10.17223/17267080/61/11

3. Прудовиков И. О., Выскочков В. С., Яковлев Н. И. Влияние синхронизированной фрактальной и музыкальной динамики на креативные состояния сознания личности // Universum: психология и образование. 2016. No 7. С. 1–7.

4. Кабрин В. И. На пути к Homo Noeticus: управление ноодинамикой креативных состояний сознания // Ананьевские чте- ния – 2016: Психология: вчера, сегодня, завтра: материалы междунар. науч. конф. / отв. ред. А. В. Шаболтас, Н. В. Гришина, С. В. Медников, Д. Н. Волков. СПб.: Айсинг, 2016. Т. 2. С. 149–150.

5. Выскочков В. С., Прудовиков И. О. Влияние синхронизированной фрактальной и музыкальной динамики на креатив- ность группы в творческой сфере // APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки. 2016. No 4. С. 17.

6. Alfredson L., Söderberg B. Building on Knowledge: An analysis of knowledge transfer in product development. Göteborg: Chalmers tekniska högskola, 2009. 73 s.

7. Цюрюпа В. Н., Визило Т. Л., Власова И. В., Одинцева О. В. Биологические эффекты аудиовизуальной стимуляции // Политравма. 2006. No 2. С. 50–52.

8. Головин М. С., Айзман Р. И. Изменение электроэнцефалографической активности головного мозга после аудиовизуаль- ной стимуляции // Физическая культура, здравоохранение и образование: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф., посвященной памяти В. С. Пирусского / под ред. проф. В. Г. Шилько. Томск: СТТ, 2015. C. 100–103.

9. Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психологические технологии управления состоянием человека. М.: Смысл, 2007. 311 c.

10. Федотчев А. И. Стресс, его последствия для человека и современные нелекарственные подходы к их устранению // Успехи физиологических наук. 2009. Т. 40. No 1. C. 77–91.

11. Пац Н. В., Горюнова В. В. Новые подходы к профилактике переутомления у студентов с использованием аудиовизуальной стимуляции // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2018. No 2. C. 102–112.

12. Николаева Е. В. К типологии фракталов в теории культуры // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2013. No 1. С. 226–232.

13. Николаева Е. В. От ризомы и складки к фракталу // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. No 2. С. 114–120.

14. Taylor R. P. Reduction of physiological stress using fractal art and architecture // Leonardo. 2006. Vol. 39. No 3. P. 245–251. DOI: https://doi.org/10.1162/leon.2006.39.3.245

15. Bies A. J., Blanc-Goldhammer D. R., Boydston C. R., Taylor R. P., Sereno M. E. Aesthetic Responses to Exact Fractals Driven by Physical Complexity // Front Hum Neurosci. 2016. Vol. 10. P. 210. DOI: https://doi.org/10.3389/fnhum.2016.00210

16. Ткачева Л. О. Воздействие фрактальных динамических изображений на функциональное состояние человека // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2010. No 2. C. 378–387.

17. Veiga G., Rodrigues A. D., Lamy E., Guiose M., Pereira C., Marmeleira J. The effects of a relaxation intervention on nurses' psychological and physiological stress indicators: A pilot study // Complementary Therapies in Clinical Practice. 2019. Vol. 35. P. 265–271. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ctcp.2019.03.008

18. Lichtenfeld S., Elliot A. J., Markus A., Maier M. A., Pekrun R. Fertile Green Facilitates Сreative Performance // Personality and Social Psychology Bulletin. 2012. Vol. 38. No 6. P. 784–797. DOI: https://doi.org/10.1177/0146167212436611

19. Лотто Б. Преломление. Наука видеть иначе. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 368 с.

20. Liu W., Ji J., Chen H., Ye C. Optimal color design of psychological counseling room by design of experiments and response surface methodology // PLoS ONE. 2014. Vol. 9. No 3. P. e90646. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0090646

21. Savavibool N., Gatersleben B., Moorapun C. The Effects of Colour in Work Environment: A systematic review // Asian Journal of Behavioural Studies. 2018. Vol. 3. No 13. P. 149–160. DOI: http://dx.doi.org/10.21834/ajbes.v3i13.152

22. Jonauskaite D., Althaus B., Dael N., Dan‐Glauser E., Mohr C. What color do you feel? Color choices are driven by mood // Color Research and Application. 2019. Vol. 44. No 2. P. 272–284. DOI: https://doi.org/10.1002/col.22327

23. Matney B. The effect of specific music instrumentation on anxiety reduction in university music students: A feasibility study // The Arts in Psychotherapy. 2017. Vol. 54. P. 47–55. DOI: https://doi.org/10.1016/j.aip.2017.02.006

24. Thomas N. The effect of repetitive audio/visual stimulation on skeletomotor and vasomotor activity // Waxman D., Pederson D., Wilkie I., Meller P. (eds.) Hypnosis: 4th European congress at Oxford. London: Whurr Publishers, 1989. P. 238–245.

25. Urs M. N., Abbruzzese E., Krebs M., Ehlert U. Sex differences in emotional and psychophysiological responses to musical stimuli // International Journal of Psychophysiology. 2006. Vol. 62. No 2. P. 300–308. DOI: 10.1016/j.ijpsycho.2006.05.011

26. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум / сост. О. В. Барканова. Красноярск: Литера-принт, 2009. Вып. 2. 237 с.

27. Сопов В. Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности. М.: Академический Проект; Трикста, 2005. 128 с.


Для цитирования:


Кабрин В.И., Выскочков В.С., Прудовиков И.О., Ткаченко А.Ю. Исследование возможностей метода синхронизированной фрактальной и музыкальной динамики для достижения измененных состояний сознания. Вестник Кемеровского государственного университета. 2019;21(2):395-402. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-2-395-402

For citation:


Kabrin V.I., Vyskochkov V.S., Prudovikov I.O., Tkachenko A.Y. Method of Synchronized Fractal and Musical Dynamics as a Means to Achieve Altered States of Consciousness. Bulletin of Kemerovo State University. 2019;21(2):395-402. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-2-395-402

Просмотров: 80


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)